Литературные узоры

Среда, 24.04.2024, 04:53

Приветствую Вас Заглянувший на огонёк | RSS | Главная | Занимательная мифология. - Литературный форум | Регистрация | Вход

Последние ответы форума
Тема Дата, Время Автор Раздел
полное солнечное затмение 8 апеля 2024 года. 21.04.2024, 22:25 gornostayka Новости.
Читать
Смеёмся! 13.04.2024, 23:02 gornostayka Юмор
Читать
С днём космонавтики! 12.04.2024, 22:38 gornostayka Поздравления
Читать
Россия и мы. 27.03.2024, 20:39 gornostayka Политика
Читать
Поэзия для... эстрады 09.03.2024, 17:09 fokus Его Величество - ПОЭЗИЯ.
Читать
C 8 Марта! 08.03.2024, 21:59 gornostayka Поздравления
Читать
С Днём защитников Отечества! 23.02.2024, 19:57 gornostayka Поздравления
Читать
Хлебный мякиш 21.02.2024, 22:58 fokus Лебединое перо
Читать
С днём российской науки! 08.02.2024, 21:44 gornostayka Поздравления
Читать
С Новым годом! 13.01.2024, 22:47 gornostayka Поздравления
Читать
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: gornostayka, Lutik  
Литературный форум » Разное » Чудеса науки и не только... » Занимательная мифология.
Занимательная мифология.
gornostaykaДата: Вторник, 29.04.2008, 19:50 | Сообщение # 1
Верховный маг форума.
Группа: Администратор
Сообщений: 6273
Награды: 29
Репутация: 47
Статус: Offline
ТЕОГЕНЕЗ: ОСОБЕННОСТИ РАЗМНОЖЕНИЯ ВЕРХОВНЫХ БОГОВ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ


Помпоний КВАДРАТ


На вопрос о том, кто таков Зевс, все дружно ответят, что это верховный греческий бог. Однако на чем основана Зевсова верховность? Творческого начала Зевс не несет – не созидал он ни земли, ни воды ни небес, ни людей. Молнии, правда, метал, но ковал их не сам. Небеса, которыми владеет Зевс, ничуть не круче моря или подземного царства, тем более что солнце по небу катает не он, а Гелиос. Принцип старшинства тоже не подходит: Афродита, например, по одной из версий приходится Зевсу тетушкой, а могучий Океан – дядей. Даже среди своих братьев и сестер он младший. Кое-где люди даже сомневались в таком атрибуте Зевсовой божественности, как бессмертие: на Крите чтили могилу Зевса, а в Аркадии – Геру-вдовицу. Так за что же выпала Зевсу такая честь? И за что она, кстати, Зевсову отцу Крону – предыдущему главному богу, тоже младшему ребенку и отнюдь не творцу?

Иногда люди даже простого смертного наделяют божественнм статусом только из-за его разительной непохожести на всех остальных. Аборигены Новой Гвинеи обожествили Н.Н.Миклухо-Маклая, а ацтеки приняли светлокожих бородатых испанцев, приплывших из-за моря, за потомков Кетцалькоатля. У Крона и Зевса тоже была особенность, отличающая их от других богов (а от людей тем более!). В рождении некоторых своих детей они принимали участие гораздо большее, чем обычно принимают отцы, а отпрыски эти появились на свет дважды.
Официальная версия

Вспомним мифологическую историю. Некогда Крон, младший сын Урана и Геи, оскопил своего отца, чтобы унять его непомерную плодовитость, и захватил власть. ЧТОбы ни с кем ею не делиться, он стал глотать собственных детей, как только они рождались. Общей участи избег только последний, шестой ребенок - Зевс. Рея родила его вдали от мужа, а Крону подсунула для проглатывания камень, завернутый в пеленки. Зевс подрос, женился на богине разума Метиде, и она сварила волшебное питье. Выпив его, Крон изверг сначала камень, а потом и пятерых проглоченных детей: Посейдона, Аида, Геру, Деметру и Гестию. Все они оказались не только живы и здоровы, но и вполне дееспособны, так как немедленно приступили к войнам и разделу сфер влияния. Крон после зелья пребывал в таком состоянии, что его ничего не стоило низвергнуть в мрачный Тартар, а Зевс, как освободитель старших братьев и сестер, захватил верховную власть.

Воцарившись на Олимпе, Зевс, как и его отец, стал опасаться собственных детей, но действовал более рационально. Чтобы не возиться с младенцами, он проглотил свою жену Метиду, ибо известно было, что Метида родит сына, более могучего, чем Зевс. С тех пор о богине разума не было ни слуху и духу, а все дальнейшие события греческой мифологии разворачивались под девизом: "Сила есть – ума не надо!" Однако наш рассказ не об этом. Проглоченная Метида оказалась беременной. Через некоторое время Зевс почувствовал такую сильную головную боль, что велел раскроить себе череп, и на свет появилась Афина, причем в доспехах и с полным вооружением – неудивительно, что ее отец так страдал. (Замечу в скобках, что история рождения Афины описывает первый случай успешного применения молота, по другой версии – топора, в качестве средства от головной боли.)

Из Зевсова тела родился еще один бог – Дионис. Его не глотали, да и незачем было: сын простой царевны Семелы, Дионис не мог, наверное, претендовать на божественный статус. Но обстоятельства сложились так, что Дионис появился на свет преждевременно, у умирающей матери. Чтобы спасти сына, Зевс зашил его себе в бедро, откуда Дионис, подрастя и окрепнув, родился второй раз.

Как все было на самом деле

Конечно, у богов всякое бывает, но этот миф о рождении Кронидов не вызывает доверия. Если бы Крон действительно хотел избавиться от своих детей таким каннибальским способом, неужели не нашел бы он сил и времени как следует из разжевать? А он глотал целиком и не жуя, иначе заметил бы подмену младенца камнем. Далее. С пищеварением у Крона проблем не было, во всяком случае, мифы их не зафиксировали, однако через несколько лет он изверг съеденное в отличном состоянии. А Рея? Почему она позволила проглотить пятерых детей, прежде чем начала их прятать? Ответ на эти вопросы может быть только один. Крон глотал детей не по злобе, а потому что это было необходимо для их нормального развития. А малютка Зевс оказался мутантом (или, наоборот, не мутантом), и его жизненный цикл не требовал пребывания в отцовском теле. Наверное, это отличие было легко заметить, поэтому малыша глотать не стали. Что касается истории с камнем, то ее, скорее всего, выдумали мифотворцы. Нельзя же в самом деле перепутать камень с младенцем, даже запеленатым! Как бы то ни было, когда срок инкубации Кронидов в отцовском организме истек, Зевс явился к отцу, присутствовал при появлении своих сибсов (так биологи именуют родных братьев и сестер), и семейство воссоединилось. Поскольку выход потомства произошел одновременно, мы можем с большой долей вероятности предположить, что шесть детей Крона и Реи были одновременно и проглочены, то есть родились одним выводком.

Все сказанное в полной мере относится к Афине с Дионисом. Не может дитя нормально развиваться, будучи засунуто в отцовский рот или в бедро, если это не предусмотрено Природой. А Природа такой механизм размножения предусмотрела, и то, что так поражало древних греков, совсем не редкость в мире животных.

Сам себе хозяин

Не одни боги детей глотают. Многие виды рыб вынашивают икринки во рту, а потом держат там мальков. Что подумает неподготовленный наблюдатель, глядя, как такая рыбина глотает собственную икру или загоняет "домой" гуляющих малышей? А говоря о рождении Диониса из бедра – как не вспомнить морских коньков, которые вынашивают икринки в особых напузных сумках, а потом по одному извергают проклюнувшихся мальков. Выводковые сумки на спине есть у многих квакш и у знаменитой пипы суринамской, причем "родившаяся" икринка непременно должна попасть в родительское тело, откуда вторично появляется на свет крошечная амфибия. Как это похоже на рождение детей Крона и Зевса! Правда в мире рыб и амфибий потомство часто донашивают самки, а у греческих богов – исключительно самцы, но это легко объяснимо. Ни одна женщина, даже богиня, не согласится дважды рожать одного и того же ребенка.

Что касается рождения богини Афины, то и тут мы легко отыщем природную аналогию. Это лейкохлоридий парадоксальный – паразитический червь из класса трематод, или сосальщиков. Его взрослая форма обитает в кишечнике некоторых воробьиных птиц, а яйца с пометом попадают на траву, где их должен проглотить промежуточный хозяин паразита – улитка янтарка. В теле улитки из яиц развивается личинка – мирацидий, превращающаяся потом в спороцисту – мускулистый мешок с мелкими личинками, напоминающими взрослого червя. Спороциста увеличивается в размерах и образует выросты, которые распространяются по телу улитки и проникают в ее щупальца. И там, в щупальце, вырост увеличивается в диаметре и становится ярко-зеленым. На нем появляются темные круги, а на его конце – пятна, к тому же мускулистый вырост шевелится. Спороциста просвечивает сквозь улиткину кожу и благодаря раскраске и движению напоминает гусеницу. Птицы эту "гусницу" склевывают, паразит попадает в основного хозяина, а оторванное щупальце улитки регенерирует, и туда проникает новый вырост спороцисты. Чем не рождение из головы?

Если уж мы заговорили о трематодах, можно вспомнить и другого представителя этого класса, печеночного сосалщика. Эти паразиты живут в кишечнике овещ или коров. Их яйца известным путем попадают в воду и развиваются в личинку, которая внедряется в ногу промежуточного хозяина – улитки. В улитке личинка проходит еще несколько стадий развития, а затем уже другая личинка, внешне похожая на взрослого червя, вновь выходит в воду, оседает на прибрежной траве и ждет, когда ее проглотит корова. Нескушанные личинки довольно быстро погибают. Цикл печеночной двууски напоминает рождение Диониса (внедрением в ногу), и рождение Кронидов – глотанием. В трематодных циклах Зевс и Крон выступают в двоякой роли – родителя и промежуточного хозяина. Основного хозяина у их детей нет: боги не паразиты живут свободно.

Как мы помним, великие отцы без труда различали, кого из детей следует глотать, а кого нет. Очевидно, младенцы, подлежащие глотанию, при первом рождении имели очень малые размеры и явные признаки недоразвития.

Есть еще одно свойство, роднящее Крона и Зевса с трематодами, а также с рыбами и амфибиями, - относительное многоплодие. Мы уж предположили, что у Крона родилась шестерня. Были многоплодовые выводки и у Зевса. В списке его потомков девять муз, три хариты и оры, которых по одной версии было три, а по другой – шесть.

Итак, биология размножения верховных греческих богов обнаруживает изрядное сходство с таковой у некоторых рыб и амфибий. Но больше всего Крон и Зевс напоминают трематод, тем более что только трематодная гипотеза позволяет объяснить, почему в одном божественном семействе дети рождаются и из недр родительского организма, и из головы, и из мягких тканей. Впрочем, детей, проходящих обычный жизненный цикл, у верховных богов тоже достаточно. Поэтому мы можем с большой долей вероятности предположить, что Зевс и его родитель были скрытыми факультативными трематодами, чем чрезвычайно напугали своих смертных современников. Поглощение младенцев отцами и вторичное их "рождение" настолько ошеломляло простых людей, что они сложили чудовищные истории о пожирании детей и их чудесном воскресении. А богов такой способ воспроизводства тоже впечатлил настолько, что они признавали верховенство Крона, а потом Зевса.

Дважды рожденные

А что же обрели дважды рожденные дети главных богов? Хотя они производят впечатление могучих персон, нетрадиционный жизненный цикл самым прискорбным образом сказался на их здоровье.

Аид, Гестия и Афина были бесплодны. Дионис родился оборотнем: то львом прикидывался, то медведем, к тому же предпочитал находиться в обществе алкоголизированных и неуравновешенных персон.

Гера страдала психическим расстройством, исходя патологической ревностью и поистине нечеловеческой ненавистью ко всем подругам и детям Зевса. Чего стоит одна только история Алкида, получившего прозвище Геракл, что в переводе означает "совершающий подвиги из-за гонений Геры"! Что касается детей самой Геры, то она, единственная из всех богов, произвела на свет хилого и некрасивого ребенка – Гефеста. Папой Гефеста был Зевс, у которого с наследственностью, видимо, тоже не все было благополучно. Бог Пан, родившийся с козлиными ногами и рогами и с длинной бородой, - внук Зевса, а скрытые генетические дефекты, как известно, часто проявляются через поколение.

У Деметры тоже было психическое заболевание – маниакально-депрессивный психоз, при котором периоды возбуждения чередуются с периодами глубокой депрессии. Толчком к манифестации болезни послужило радостное в общем-то событие – замужество дочери Персефоны. Однако Деметра за много веков так и не смогла привыкнуть к разлуке с дочерью и всякий раз, когда Персефна отбывала к мужу, впадала в такую депрессию, что на всей земле наступала зима. Как и у психически неуравновешенной Геры, у Деметры были дети с отклонениями. Она родила двух говорящих коней, Арейона и Деспойну, - потомство, совершенно не подходящее для богини!

А Посейдон был отцом этих коней, и кроме них наплодил немало оригинальных созданий. В их числе получеловек-полурыба Тритон, киклоп Полифем, несколько великанов и Пегас, рожденный им от горгоны Медузы. Можно ли в здравом рассудке увлечься медузой?!

Впрочем, и самим богам, и их отцам никогда не приходило в голову, что с ними что-то не так. Они жили долго и счастливо и в конце концов, видимо, умерли. О всяком случае, как уже упоминалось, на Крите приезжим показывали могилу Зевса.



 
gornostaykaДата: Четверг, 26.06.2008, 16:17 | Сообщение # 2
Верховный маг форума.
Группа: Администратор
Сообщений: 6273
Награды: 29
Репутация: 47
Статус: Offline
АСТРОНОМИЯ И МАТЕМАТИКА ПОМОГЛИ ОПРЕДЕЛИТЬ ТОЧНУЮ ДАТУ ВОЗВРАЩЕНИЯ ОДИССЕЯ

Американские ученые установили точную дату, когда известный герой древнегреческого эпоса Одиссей, воспетый поэтом Гомером, вернулся домой.

Марчело Магнаско из Рокфеллер-университета в Нью-Йорке и Константино Байкоузис из астрономической обсерватории La Plata в Аргентине утверждают, что считавшийся мифическим героем царь вернулся домой после своих 20-летних странствий 16 апреля 1178 года до Рождества Христова.

Свою версию они выдвинули на основе детального описания величайшим поэтом древности расположения в разные дни звезд, луны и солнца, его затмения. Таким образом они вычислили тот день, когда Одиссей неузнанным вошел в родной город и положил конец сватовству к его преданной жене Пенелопе.

Астрономические наблюдения древних и современный математический анализ подтверждают версию о реальном существовании героического персонажа поэмы царя Итаки, пережившего невероятные приключения. Как следует из легенды, он одолел циклопа Полифема, вырвался из плена сирен и прошел невредимым между двумя чудищами - Сциллой и Харибдой.

О древнегреческом сказителе Гомере, которому приписывают авторство "Илиады" и "Одиссеи", известно мало. Полагают, что он был слепым, жил в 8-м веке до нашей эры, а о праве называть его своим земляком до сих пор спорят семь греческих городов. По версии историков, два величайших произведения были записаны, спустя несколько веков после смерти сказителя. Об этом сообщает РИА "Новости" со ссылкой на сайт Национальной академии наук США.



 
Литературный форум » Разное » Чудеса науки и не только... » Занимательная мифология.
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:





Нас сегодня посетили