Литературные узоры

Среда, 12.08.2020, 04:45

Приветствую Вас Заглянувший на огонёк | RSS | Главная | Кризис в книжной отрасли: прогнозы на 2009 год - Литературный форум | Регистрация | Вход

Последние ответы форума
Тема Дата, Время Автор Раздел
Уникальное явление: такого вы ещё не видели 16.07.2020, 22:02 gornostayka Ветер странствий.
Читать
Басни-притчи от Владимира Шебзухова 14.07.2020, 14:03 НИКУШКА Его Величество - ПОЭЗИЯ.
Читать
Была война, ужасная война. 03.07.2020, 19:04 gornostayka Беседка
Читать
С ДНЁМ РОССИИ! 12.06.2020, 22:09 gornostayka Поздравления
Читать
С днём русского языка! С днём рождения А.С.Пушкина! 06.06.2020, 22:41 gornostayka Поздравления
Читать
Дверь, за которой таится зверь. 01.06.2020, 12:41 gornostayka Страница Валентины Горностаевой.
Читать
Космос. 29.05.2020, 21:55 gornostayka Чудеса науки и не только...
Читать
Как я писала рассказ о лете. 28.05.2020, 22:45 Юнона Страница Валентины Горностаевой.
Читать
Поздравлялки 18.05.2020, 22:02 gornostayka Поздравления
Читать
День Победы 09.05.2020, 20:36 gornostayka Поздравления
Читать
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: gornostayka, Andre  
Литературный форум » Издаем книгу » Судьба книги » Кризис в книжной отрасли: прогнозы на 2009 год
Кризис в книжной отрасли: прогнозы на 2009 год
gornostaykaДата: Вторник, 17.02.2009, 11:24 | Сообщение # 1
Верховный маг форума.
Группа: Администратор
Сообщений: 6100
Награды: 28
Репутация: 47
Статус: Offline
Специалисты Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям прогнозируют, что выпуск книг в России в связи с финансовым кризисом может сократиться почти на треть. При этом люди будут меньше покупать книг и журналов. В издательствах стараются просчитать спрос и подкорректировать объемы тиражей на следующий год. Книготорговцы уверены, что книги будут приобретаться даже в условиях экономического кризиса, сообщает ресурс Publishit.

Ситуация в экономике скажется на ассортименте, тиражах и цене книг, считают крупнейшие издательства России. Их руководители обсуждали перспективы развития рынка на прошедшей в ноябре конференции «Книжный бизнес России. Где деньги?».

Представители издательства «Эксмо» говорили о том, что книги, которые могут годами лежать на полках магазинов, теперь будут издаваться в последнюю очередь. Издательская группа «АСТ» объявила о намерении накапливать портфель успешных авторов, больше внимания уделяя работе с магазинами, поиску новых, перспективных писателей и проектов. В издательстве «Молодая гвардия» уверяют, что из-за кризиса могут быть внесены лишь коррективы по тиражам изданий, а «Вагриус» намерен решать финансовые проблемы за счет экономии средств и выпуска, в первую очередь, коммерческих проектов.

По данным «АСТ», если в первом полугодии этого года рост выручки от продаж книг составил 24% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, то уже в третьем квартале этого года — 3,5-5%. В целом же наблюдается снижение доходности от продаж на 11%. Также издательство зафиксировало перераспределение спроса в сторону более дешевой продукции.

Согласно прогнозу финансового директора издательской группы «АСТ» Олега Бартенева, в 2009 году произойдет снижение количества выпускаемого книжного ассортимента, как следствие — снижение заказов в типографиях. Весной он прогнозирует закрытие ряда книжных магазинов в связи со снижающейся рентабельностью наряду со снижением покупательского спроса.

По словам Бартенева, будет происходить отсев нерентабельных редакций, в рознице будет производиться отсев нерентабельных тиражей. У мелких издательств возникнут проблемы с неплатежами, что приведет к переделу рынка и последующей консолидации. Книготорговцы будут задерживать выплаты средств и перекредитовываться за счет издателей. Хотя для крупных издательств, по его мнению, эта проблема не так велика, как для мелких и средних.

Генеральный директор издательства «Эксмо» Олег Новиков высказал несогласие с тем, что произойдет серьезное сокращение рынка. Он считает, что снижение потребительских расходов приведет к снижению реализуемых тиражей на 10-15%, но при этом в денежном выражении рост рынка составит порядка 10% за счет повышения цен на книжную продукцию. По прогнозам Новикова, цены на книги будут расти, на 2-3% опережая инфляцию. В связи со снижением реализации тиражей могут увеличиваться объемы возвратов на 40-50%. Но при этом количество книжных магазинов сокращаться не будет.

На конференции был высказан ряд предложений о путях преодоления кризиса. В качестве одной из возможных мер финансовый директор издательской группы «АСТ» Олег Бартенев предложил издателям поддерживать существующую розничную сеть распространения, в случае неплатежей со стороны книготорговцев не прекращать поставки книг, а рассматривать другие возможности. Книготорговле предлагалось увеличить отсрочку по платежам, предоставлять возможность оплаты по факту реализации продукции.

Пермские книготорговцы не склонны драматизировать ситуацию, утверждая, что опыт 1998 года показал: в период кризиса интерес читателей к печатной продукции только возрастает. Однако участники рынка полагают, что мелким книжным магазинам придется нелегко, «погоду» на рынке будут делать крупные розничные операторы.

В настоящее время в Перми представлены два крупных оператора книготоргового рынка российского масштаба. Издательская группа «АСТ», имеющая свою розничную сеть, реализует свою продукцию через два книжных магазина «Буква».

ООО «Топ-книга» (Новосибирск), в состав которой входит свыше 600 магазинов в более чем 230 городах страны, развивает в Перми два розничных формата — «Лас-Книгас» (книжный гипермаркет в «Колизее») и семь классических книжных магазинов «Книгомир».

По мнению генерального директора ООО «Топ-книга» Георгия Лямина, кризисные явления в отрасли сказались еще не полностью. Пока наблюдается снижение товарооборота по сравнению с плановыми величинами на 10% в рознице и более сильное — в оптовом звене. Он прогнозирует, что в 2009 году отрасль ждет снижение объема продаж. Будет ли оно сильным или окажется сопоставимым с цифрами инфляции (10-15%), зависит от согласованности действий участников рынка.

«Наибольшее влияние на ситуацию окажет то, насколько издатели сумеют выстроить баланс между удержанием доли на рынке (в физическом выражении) и экономическими интересами компании (с учетом финансовых и рыночных возможностей, которыми они обладают). Будет иметь значение и позиция издателей в области управления той товарной массой книг, которую они привыкли производить ежегодно — как по ассортименту, так и по цене. Мы считаем, что эта позиция претерпит существенные изменения у многих издателей. Изменится состояние управления книгами как товарным запасом по всей товарной цепочке от издателя до книготорговца», — поясняет Лямин.

Ритейлер предполагает и изменение инфраструктуры книжной торговли, прежде всего в рознице, поскольку для разных типов магазинов арендные ставки изменятся как в меньшую, так и в большую сторону.

Однако главным событием, по мнению Георгия Лямина, станет реструктуризация отрасли, которая произойдет примерно во второй половине 2009 года, скорее всего — осенью, и будет связана с перераспределением сил на рынке в условиях новой экономики.

«Отрасль в состоянии преодолеть кризисные явления. И это невзирая на весь тот шум, страхи и некоторое падение спроса, которое мы сейчас наблюдаем. Но вряд ли мы имеем дело с реальным снижением спроса. Скорее всего, на рынке сейчас работают опасения, как со стороны издателей, так и со стороны оптовиков и дистрибьюторов, связанные с тем, что пока еще слабо прогнозируемое снижение спроса вынуждает их ограничивать производство и закупки в соответствии с рисками будущих периодов», — утверждает Лямин.

Говоря о том, что отрасль может преодолеть кризисные явления, книготорговец приводит несколько аргументов. Во-первых, она не сильно закредитована. Во-вторых, ориентирована на внутренний продукт, измеряемый рублями, и слабо подвержена валютным рискам. В третьих, ориентирована на конечного потребителя, который остается достаточно лояльным к книге как к товару: в условиях кризиса спрос на этот товар сильно не меняется и даже может увеличиться.

Директор «Лас-Книгас» Лилия Василенко, хотя и подтверждает снижение продаж на 15-20%, которое началось с октября этого года, полагает, что книги все равно будут покупаться.

Администратор магазина «Буква» Ольга Рогозина тоже говорит о снижении продаж. По ее словам, сегодня трудно прогнозировать дальнейшее развитие событий, но пока издательская группа «АСТ», продукцию которой реализует магазин, не объявляла о масштабном снижении поставок. У него своя читательская аудитория, которая формируется приоритетами самого издательства. Так, здесь популярны фантастика, эзотерика, народная медицина, современная литература. Среди самых популярных авторов продавцы называют Бориса Акунина, Юрия Полякова, любовные романы и детские детективы Екатерины Вильмонт, криминальную мелодраму Юлии Шиловой, вампирский роман Стефани Майер.

В «Лас-Книгас» не ждут в наступающем году глобальных проблем. Пока головная компания не требует сокращений персонала и не обещает снижения поставок. У магазина еще большие запасы на складах, а корректировки в тиражах издательств скажутся на ситуации только в новом году.

На вопрос, какими бы изданиями можно было пожертвовать в условиях кризиса, Лилия Василенко отвечает: «Я считаю, что не следует издавать такого количества гламурной литературы, к примеру, таких авторов, как Ксения Собчак, Оксана Робски. Эти книги, возможно, хорошо расходятся в Москве, а здесь, в регионе, не раскупаются так, как, наверное, хотелось бы самим авторам. Но мы не знаем, кто поддерживает финансово эти проекты. Сегодня все зависит от денег. От кого издательства деньги получат, того и будут издавать».

Эксперты констатируют, что за издательством должна стоять какая-либо сильная финансовая структура, без инвестиционной поддержки которой пробиться на рынок художественной литературы невозможно. От того, кто будет инвестировать проекты на издательском рынке, зависит, в конечно счете, то, что мы будем читать в 2009 году.

Источник: Правкнига


 
gornostaykaДата: Вторник, 17.02.2009, 11:25 | Сообщение # 2
Верховный маг форума.
Группа: Администратор
Сообщений: 6100
Награды: 28
Репутация: 47
Статус: Offline
К лету не избежать волны банкротств мелких и средних издательств

Генеральный директор ЗАО «ОЛМА Медиа Групп» Дмитрий Иванов:

Кризис на книжном рынке начался значительно раньше, чем в экономике в целом - как минимум, два года назад. Так что теоретически у издателей была возможность подготовиться к трудным временам: диверсифицировать производство, пересмотреть серийные линейки, задуматься над оптимизацией ассортимента. Увы, воспользовались этой возможностью лишь немногие - по остальным кризис, боюсь, ударит даже сильнее, чем по игрокам в других сегментах медийного бизнеса. Ибо книга сегодня - отнюдь не товар первой необходимости, и конкурентов у нее более чем достаточно. Впрочем, пока что спад на рынке невелик, несмотря на ряд громких банкротств и дефолтов.

Настоящие проблемы начнутся в феврале-марте, когда будет проеден “жирок", накопленный во время новогодних распродаж, и станет заметен резкий спад продаж. Свою лепту внесет и подорожание книг - уже сейчас многие издатели были вынуждены поднять цены на 10-20% . При сохранении же нынешних тенденций к лету нашей индустрии, боюсь, не избежать волны банкротств мелких и средних издательств. Остальные будут вынуждены серьезно сократить ассортимент - падение производства может достигнуть 30-40%. Хотя в бюджетных сегментах возможен и рост: спрос на недорогие книги неминуемо возрастет.

На ком из агентов это сказывается в первую очередь (издатели, книжные магазины, авторы и др.)?

Все звенья этой цепочки настолько взаимосвязаны, что проблемы одного сегмента неминуемо вызовут цепную реакцию. Сегодня издателям во многом приходится расплачиваться за непомерность аппетитов книгораспространителей и слабую развитость системы сбыта в целом. Посчитайте сами: рентабельность ряда проектов для издателей сегодня составляет меньше 50%, в то время как «накрутка» продавцов достигает 100-150%! И серьезно снижать планку распространители пока не готовы. Да, можно понять их доводы по поводу высоких транспортных, налоговых издержек, цен на аренду торговых площадей и так далее. Однако в любом случае «оптимизаторские» возможности издательств сегодня уже почти исчерпаны: снижение отпускных цен, скажем, на 10%, на розничной цене почти не сказывается. И все равно другой системы распространения у нас, увы, нет.

Два года назад «ОЛМА Медиа Групп» провела серьезную работу по подготовке к кризису: были пересмотрены редакторские портфели, «сброшен балласт», сделана ставка на сравнительно небольшое число новых проектов. Результат: ни одной серии с лета 2008 года закрыто не было. Нет у нас и излишков на складах, которые сегодня многие наши коллеги вынуждены сбрасывать по любым ценам. Сокращение тиражей, резкое уменьшение срока оборачиваемости средств, оптимизация логистики - это неизбежно придется делать всем издателям. Что же касается реализаторской сети, то лишь немногие наши клиенты пошли на снижение розничных цен. В большинстве же случаев они, напротив, выросли: В этом смысле нам, безусловно, удалось справиться с первой волной кризиса легче, чем посредникам книготорговцам. Издатели, изначально ориентированные на низкобюджетный сегмент, пострадали меньше других. А «электронные издатели», похоже, от кризиса только выиграют: в условиях резкого подорожания полиграфической продукции читатели неминуемо будут подыскивать альтернативу книжному мейнстриму.

Какие изменения стоит ожидать на книжном рынке в ближайшее время?

В ближайшее время, если коротко: книг станет меньше, книга, как и другие товары, станет дороже. Сокращение ассортимента стало заметно уже осенью, а с Нового Года ряд издательств подняли цены - вслед за ростом расходов на полиграфические услуги. Нам удалось сдерживать цены во время кризиса 1998 года, но тогда ситуация была иной: за резким спадом начался постепенный подъем, выше был интерес к чтению: К тому же сегодня с книгой конкурирует не только кино, видео и телевидение, но и Интернет. Дорогие подарочные издания, на которых и зарабатывали львиную долю доходов многие издательства, уступят место более дешевой продукции. Это логично: во всех без исключения западных странах качественная, хорошо изданная книга - это всегда «премиум-класс», и массовым продуктом быть не может по определению.

С другой стороны, кризис вымоет с рынка откровенный и низкокачественный кич, гламурную литературу и «чернуху». Вынужденные выбирать и экономить, читатели сами произведут селекцию, оставив право на существование лишь самым качественным проектам.

Источник: Полит.ру


 
Шая_ВайсбухДата: Вторник, 17.02.2009, 16:54 | Сообщение # 3
Человек - энциклопедия.
Группа: Проверенные
Сообщений: 92
Награды: 6
Репутация: 18
Статус: Offline
Для кого кризис, а для кого рациональное решение книгоиздательских изысканий.

1. Читать будут меньше...
О чём стоит задуматься отцам-издателям? Лёгкожанровый хлам - пойдёт ко дну. Нет-нет, он не исчезнет, не покроется илом. Продажи (в процентном соотношении) упадут гораздо больше, чем на качественную литературу. Я не хочу навязывать своего мнения: "Что есть хорошо, а что такое плохо". У каждого свои мерила. Издательства сократят объём в целом, но вышеупомянутый жанр пострадает несоизмеримо больше.
Время (год-два-три...) экономического спада, будет использовано (я надеюсь), для поиска более перспективных авторов и хорошей, качественной литературы.
И если, так оно и случиться, жаль что только жёсткими методами (естественный отбор) можно улучшить качество русской литературы.

 
granДата: Вторник, 17.02.2009, 21:14 | Сообщение # 4
Друг
Группа: Проверенные
Сообщений: 41
Награды: 0
Репутация: 4
Статус: Offline
Шая_Вайсбух, Вашими бы устами да мёд пить!
Боюсь, что всё будет происходить с точностью до наоборот.
Лёгкое чтиво предлагает уход от реальных проблем, а что ещё нужно обывателю в кризисные времена? Не станет он читать серьёзную, заставляющую думать книгу, да ещё и дороговастую по цене... И воссторжествует покет-бук с бульварщиной! Дёшево и сердито! Проблемы на работе, проблемы дома, да ещё и книжка, поднимающая какие-то проблемы? Кому это надо?! А на хорошую книгу кризис денег не даст тому, кому эта книга действительно нужна!
Сомневаюсь, что кризис - удачное время для воспитания читателя духовного и умного... AllSmail58


Возможно всё, что вообразимо.
 
Шая_ВайсбухДата: Вторник, 17.02.2009, 22:30 | Сообщение # 5
Человек - энциклопедия.
Группа: Проверенные
Сообщений: 92
Награды: 6
Репутация: 18
Статус: Offline
Гран, мёд - нет, "Арарат" - с удовольствием.

Утопия или нет, время покажет (классику издают и до сих пор...)
Для статистических данных - информации маловато... но Россия, уже прошла один экономический спад (может и больше). Я имею в виду конец девяностых.
Мне трудно найти цифры, но может быть кто-то из сообщников, обнаружит: каков был "портфель" крупных издательств, перед кризисом и в апогее.
На этом основании, можно будет сделать те или иные выводы.

Что было, то и будет. (с)

Сообщение отредактировал Шая_Вайсбух - Вторник, 17.02.2009, 22:38
 
gornostaykaДата: Вторник, 17.02.2009, 22:45 | Сообщение # 6
Верховный маг форума.
Группа: Администратор
Сообщений: 6100
Награды: 28
Репутация: 47
Статус: Offline
На эту тему нашла лишь
http://www.dialoglit.ru/detailMarket.php?newsID=58
и
http://blog.mann-ivanov-ferber.ru/2009....krizisa


 
gornostaykaДата: Среда, 18.02.2009, 11:51 | Сообщение # 7
Верховный маг форума.
Группа: Администратор
Сообщений: 6100
Награды: 28
Репутация: 47
Статус: Offline
Нашла статью на эту же тему, как видите, больших перемен в издательском деле не намечается. Как гонялись издательства за длинным рублём, а не за качеством, так и дальше жить собираются.
Читатель он такой - всё схавает.

Встреча с издательством АСТ - ничего нового!

Я не считаю себя писателем, пишу эту заметку как читатель. Я не собираюсь издавать свои работы. Но я бы очень хотел читать хорошие книги, только их не издают. Поэтому я и читаю книги и стихи на сайтах «Проза.ру» и «Стихи.ру». Здесь можно что-то найти интересное.

Вот и состоялась разрекламированная встреча представителей крупнейшего издательства АСТ с авторами «Прозы.ру» и «Стихи.ру». Те, кто не смог попасть на это пиршество мысли, наверное уже прослушали аудио-вариант встречи (http://www.proza.ru/events/ast/).
И что же нам сказали нового? Да ничего! Всё, как и было написано в моей статье «Встреча с издателями 13 февраля – бесполезно!» (http://www.proza.ru/2009/02/11/602). Те, кто ожидал большего, жестоко ошиблись.

С первых же слов было недвусмысленно заявлено, что издательство ориентируется в первую очередь на два самых раскупаемых жанра — детективы и любовные романы.

Как же точно об издателях сказал Ю. Новиков:
«…Народ наш глуп и похотлив.
Где драки, секс и наркоманы?
Народу нужен детектив
Или любовные романы…» http://www.stihi.ru/2002/10/19-12

Ради приличия была упомянута и «современная проза», но только «известных авторов». Было сказано, что новому автору труднее издаться, чем известному. Какая глубокая мысль! Скороговоркой были произнесены слова о «хорошем качестве текста», о «профессиональных и опытных литераторах», о «русском языке», но было понятно, что всё это далеко не самое важное. Самое важное совсем другое: книги, отобранные редакциями, «поступают на утверждение в отдел маркетинга». Так что к жёсткой цензуре редакторов добавляется ещё более жёсткая цензура маркетологов (т.е. торговли).
Всё это было повторено тремя гостями многократно и с разными вариациями, на этом встреча и закончилась. О позорно низких гонорарах издаваемых авторов гости поговорить не пожелали, так как это «не самое главное». Конечно, о чём тут говорить, когда гонорар за книгу в 300-400 страниц при 5-тысячном тираже составляет обычно не более 15 тыс. руб. И время продажи 3-5 лет.

Мои выводы.
1. В издательском деле главное — прибыль. А прибыль гарантируют две вещи: модные темы (или жанры) и известные имена (искусственно раскрученные современные писатели и «для приличия» — классика). Отсюда следует, что «неформатные» и новые авторы не имеют никаких шансов, если они сами не оплатят издание и раскрутку (издательство раскручивать, рекламировать новых авторов не будет).
2. Никакой работы по воспитанию читателей, по повышению их этического и эстетического уровня издатели не только сами проводить не будут, но и писателям не дадут.
3. Посылать свои книги в издательства (по e-mail или по почте) нет никакого смысла, так как неоднократно уже писалось, что всё, пришедшее по «самотёку», немедленно отправляется в корзину.
4. Чтобы опубликовать свою книгу, есть несколько путей: заплатить свои деньги, найти известного покровителя (писателя, редактора), найти спонсора и т.д. Всё это не имеет к творчеству никакого отношения. Есть ещё путь — стать очень известным не через издание книг, но это крайне трудно.

Читатели у нас разные. Есть среди них глупые, средние, умные. Есть большие группы, имеющие свои особые интересы. Они хотят иметь СВОИ книги. Но издателям нужен объём продаж, поэтому они всегда будут ориентироваться на самый низкий уровень и на усреднённого читателя. Для исправления ситуации, видимо, нужны государственные программы по изданию малыми пробными тиражами книг новых талантливых авторов и по широкой их пропаганде. Рынку это не нужно.

И напоследок о «профессионализме», который, как утверждают издатели, совершенно необходим. Неужели они считают, что все классические писатели обязательно кончали литературные институты? Что Шекспир, Омар Хайям, Бальзак, Дюма, Марк Твен, Пушкин, А.Н. Островский, Толстой, Чехов, Достоевский имели дипломы писателей, подписанные ректорами и профессорами? Да нет же, ВСЕ ОНИ БЫЛИ ЛЮБИТЕЛЯМИ. А современные признанные писатели? Все они кончали литинститут? Михаил Задорнов — МАИ, Григорий Горин — медицинский, Эдвард Радзинский — историко-архивный, Владимир Высоцкий — театральный и т.д. Все авторы «Прозы.ру» учились в школе, воспитаны на классической литературе. Изучать тенденции современной литературы им не нужно. А если редактору для оценки произведения нужны диплом автора и напечатанные им ранее работы, то это не редактор.

Издатели должны сами искать авторов в Интернете, на «Прозе.ру», в журнале Самиздат и т.д. Но они считают это унизительным для себя. И из их выступлений на встрече я понял, что они хотят, чтобы авторы упрашивали их, ползали перед ними на коленях, звонили, доказывали свою нужность. А вообще-то чувствуется раздражение издателей самодеятельными авторами, ведь теперь в обход их писатели могут публиковать свои работы (спасибо за это Д. Кравчуку). Только непонятно зачем они захотели встречаться с сетевыми авторами? Видимо, у них серьёзный кризис, несмотря на весь их профессионализм и гонор.

© Copyright: А.С.Гусаров.

http://www.proza.ru/2009/02/15/288


 
granДата: Среда, 18.02.2009, 20:54 | Сообщение # 8
Друг
Группа: Проверенные
Сообщений: 41
Награды: 0
Репутация: 4
Статус: Offline
Чтож, не будем заниматься прогнозированием - время покажет. К сожалению у русских менталитет таков, что не позволяет причислять нас к "думающим"... Мы скорее клептоманы - нам надо то, что плохо лежит.
Кстати, а рост (реальный или мнимый-желаемый) издания классических авторов не связан ли просто с тем, что этим-то авторам не надо гонорары платить?
Самому противно быть таким пессимистом AllSmail142


Возможно всё, что вообразимо.
 
gornostaykaДата: Четверг, 19.02.2009, 10:03 | Сообщение # 9
Верховный маг форума.
Группа: Администратор
Сообщений: 6100
Награды: 28
Репутация: 47
Статус: Offline
gran,
Ты не пессимист, ты реалист.
А нам, авторам, приходится всё время уповать на лучшие времена.


 
Литературный форум » Издаем книгу » Судьба книги » Кризис в книжной отрасли: прогнозы на 2009 год
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:





Нас сегодня посетили