Литературные узоры

Пятница, 18.08.2017, 04:15

Приветствую Вас Заглянувший на огонёк | RSS | Главная | О пользе мысленных опытов - Литературный форум | Регистрация | Вход

Последние ответы форума
Тема Дата, Время Автор Раздел
Кавказ - 2017. 11.08.2017, 18:13 gornostayka Ветер странствий.
Читать
Басни-притчи от Владимира Шебзухова 06.08.2017, 12:30 НИКУШКА Его Величество - ПОЭЗИЯ.
Читать
Наши странствования. 30.07.2017, 20:26 gornostayka Не теряйте из виду или где мы, куда подевались?
Читать
Смеёмся! 21.07.2017, 13:02 gornostayka Юмор
Читать
Занимательные тесты. 20.07.2017, 16:08 gornostayka Разные темы.
Читать
Альтернативная история 29.06.2017, 21:16 gornostayka Чудеса науки и не только...
Читать
Космос. 29.06.2017, 14:48 gornostayka Чудеса науки и не только...
Читать
В поисках издательства 03.06.2017, 15:03 DomRomm Подготовка к изданию.
Читать
БОльшая Морская БАйка 03.06.2017, 15:02 DomRomm Детективы, боевики, криминал
Читать
Чем сложнее прожитая жизнь, тем легче её описывать. 03.06.2017, 14:59 DomRomm Я автор!
Читать
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: gornostayka, Andre 
Литературный форум » Пишем книгу » Общие вопросы. » О пользе мысленных опытов (О детской и недетской литературе.)
О пользе мысленных опытов
gornostaykaДата: Воскресенье, 06.12.2009, 23:25 | Сообщение # 1
Верховный маг форума.
Группа: Администратор
Сообщений: 5816
Награды: 26
Репутация: 46
Статус: Offline
На одном из сайтов встретила статью одного из моих бывших однокурсников физика Андрея Конышева.
Он предложил обсудить интересную тему.

О пользе физических мысленных опытов и детской литературы.

Литературная переменка.

Мартин Гарднер (известный американский популяризатор физико-математических дисциплин): «Книга «Алиса в Зазеркалье» вообще потрясающа – Кэролл затронул чрезвычайно острый вопрос современной физики – вопрос о симметрии и зеркальном отображении.».

Из: К. А. Данилов, Я. А. Смородинский. "Физик читает Кэролла."

В школе, которую Алиса _посещала каждый день_, физика не входила в число основных предметов. Физике (как и _стирке_) не обучали даже _за дополнительную плату_. Иначе, вспоминая впоследствии небольшое происшествие, приключившееся с ней в отвесном колодце, Алиса непременно _подумала бы, что ей следовало бы удивиться_. Ведь то, что произошло с ней в колодце, было гораздо необычнее, чем _Белый Кролик, достающий часы из жилетного кармана_!
Со времен Галилея известно, что на Земле все тела, будь то Алисы или пустые банки из-под апельсинового варенья, падают с одинаковым по величине ускорением. Таковы законы обычной, "несказочной" физики. Иные законы действуют в Стране чудес: находясь в свободном падении ("_Вот это упала, так упала_!"), Алиса опасается выпустить из рук прихваченную по дороге банку, боясь, как бы та _не упала вниз и не убила кого-нибудь_, и умудряется на лету засунуть банку в шкаф, не разбив ее при этом!

Схеме "_Сначала приговор, потом доказательство_" следует не только физика (и другие естественные науки), но и гораздо более абстрактная наука - математика. Достаточно вспомнить хотя бы труды Эйлера, с непревзойденным искусством оперировавшего с рядами задолго до того, как возникла их теория, Хэвисайда, создавшего операционное исчисление и дерзавшего пользоваться им в расчетах, несмотря на полное отсутствие обоснования, Г. Кантора, создавшего теорию множеств, ставшую, несмотря на обнаруженные впоследствии многочисленные парадоксы, подлинным "_раем для математиков_" (Д. Гильберт).

Наверное, можно найти другие подтверждения родственных связей выдуманного мира Кэрролла и реального мира современной физики. Но между Этими мирами есть и важное отличие. Кэрролл придумал свою Страну чудес, повинуясь лишь собственной фантазии. Задача естествоиспытателя - найти ту единственную модель, по которой он сможет понять реальный мир. Не его вина, что эта модель таит в себе сюрпризы, еще более неожиданные, чем те, которые встретились маленькой Алисе.
В этой современной картине мира мы встретили и еще встретим такие нелепицы, по сравнению с которыми нелепицы Кэрролла _разумны, как толковый словарь_.

Полный текст здесь: http://www.wonderland-alice.ru/public/danilov/

А вот наша Алиса перекочевала в другое теоретическое рассуждение о квантовой телепортации: «Упрощенно схему квантовой телепортации можно представить себе следующим образом. Алисе и Бобу (условные персонажи) посылаются по одному фотону из пары запутанных фотонов. Алиса имеет у себя частицу (фотон) в (неизвестном ей) состоянии A; фотон из пары и фотон Алисы взаимодействуют ("зацепляются"), Алиса производит измерение и определяет состояние системы из двух фотонов, оказавшейся у нее. Естественно, первоначальное состояние A фотона Алисы при этом разрушается. Однако фотон из пары зацепленных фотонов, оказавшийся у Боба, переходит в состояние A. В принципе, Боб даже не знает при этом, что произошел акт телепортации, поэтому необходимо, чтобы Алиса передала ему информацию об этом обычным способом…. В работах группы ученых из университета в Инсбруке квантовая телепортация осуществлялась несколько более сложным способом; телепортируемое состояние само по себе являлось зацепленным. Генерировалось две пары запутанных фотонов, из каждой пары по одному фотону (0 и 3) направлялось Бобу, и по одному (1 и 2) - Алисе. Алиса производила измерение над фотонами 1 и 2, в результате чего пара фотонов оказывалась в одном из четырех возможных зацепленных состояний (при этом фотоны 0 и 3 также оказывались в определенном запутанном состоянии); результаты измерения сообщались Виктору. Особенность ситуации в том, что фотоны 0 и 3 первоначально не находились в зацепленном состоянии, их зацепленность порождалась действиями Алисы над фотонами 1 и 2. Боб проводил поляризационные измерения над каждым из фотонов 0 и 3 (и также сообщал результаты Виктору). Виктор проводил сравнение результатов измерений и мог фиксировать нарушение неравенства Белла, что и было сделано.
Австрийские ученые также провели эксперимент в модифицированном виде. Регистрация фотонов Бобом происходила до того как Алиса производила свое измерение. Оказалось (как и следует ожидать в рамках квантовой механики), что это никак не повлияло на результаты эксперимента. В рамках классического подхода возникает неразрешимый парадокс - позднейшее по времени действие Алисы влияет на результат более раннего действия Боба. Однако с квантово-механической точки зрения парадокса нет: наблюдаемый эффект надо понимать так, что физическая интерпретация результатов Боба зависит от позднейшего решения Алисы.» Из даиалога о связях классической и квантовой реальности - профессор Римского Университета Луиджи Аккарди и доктора физико-математический наук Игоря Воловича.

Первым Шредингоровским котом был кот Чеширский. Это моё личное мнение.
– Я сказала: в поросенка, – ответила Алиса. – А вы можете исчезать и появляться не так внезапно? А то у меня голова идет кругом.
– Хорошо, – сказал Кот и исчез – на этот раз очень медленно. Первым исчез кончик его хвоста, а последней – улыбка; она долго парила в воздухе, когда все остальное уже пропало.
– Д-да! – подумала Алиса. – Видала я котов без улыбок, но улыбка без кота! Такого я в жизни еще не встречала. (глава 6)
Кот вообще любил такие штуки:
– Что со мной тогда будет? – думала Алиса. – Здесь так любят рубить головы. Странно, что кто-то еще вообще уцелел!
Она огляделась и принялась думать о том, как бы незаметно улизнуть, как вдруг над головой у нее появилось что-то непонятное. Сначала Алиса никак не могла понять, что же это такое, но через минуту сообразила, что в воздухе одиноко парит улыбка.
– Это Чеширский Кот, – сказала она про себя. – Вот хорошо! Будет с кем поговорить, по крайней мере!
– Ну как дела? – спросил Кот, как только рот его обозначился в воздухе.
Алиса подождала, пока не появятся глаза, и кивнула.
– Отвечать сейчас все равно бесполезно, – подумала она. – Подожду, пока появятся уши – или хотя бы одно! (глава 8)

Примечание Мартина Гарднера: «улыбка без кота» представляет собой неплохое описание чистой математики. Хотя математические теоремы часто могут быть успешно приложены к описанию внешнего мира, сами теоремы суть абстракции гения, принадлежащие другому царству, «далекому от человеческих страстей», как заметил однажды Бертран Рассел, «далекому даже от жалких фактов, заимствуемых у Природы… упорядоченному космосу, где чистая мысль может существовать естественно, словно в своем родном доме, и где человек, по крайней мере человек, наделенный благородными порывами, может укрыться от унылого изгнания реальности».

Чеширский кот из «Алисы в стране чудес» похож на жертву эксперимента доброго физика. Частичная телепортация и доставляющие вещественные рассуждения прилагаются (фраза не моя, где-то встретилась, - запомнилось)

Ну а где же «мораль темы»? В чем причина, что «нелепый» мир Алисы стал «лепым» и вполне «пристойным» в мире физики? Ну не можем мы никак задать, явно, мир «малых объектов», а уж тем более его непосредственно визуализировать в непрерывной эволюции, задавая точно координаты пространства-времени с точным свойством самой материи . Только в момент коллапса волновой функции. А что между, до и после того, - сплошной безымянный лес Алисы в котором теряются все имена. Похоже, он ещё долго-долго таким и будет. Наверно Кэрролл в 1864 году предвидел, что такие штуки будут только в маленьком мире, потому что вернувшись в больший мир это оказалось просто сном, рассказанном своей сестре.

Вопросов два:
Первый ни о чём. А о чем. Что дают мысленные опыты для самой физики, как некоторой системе наших знаний?

Второй вопрос-задачка по тексту:
«Я, да ты, да мы с тобой
Шли мы вместе с Нами
По широкой мостовой
Стройными рядами.
- Посчитай их всех скорей
Сбился я со счета, -
Говорил он ей, - «ей-ей,
Пропустил кого-то.»
Нас она считать взялась,
Пальцы загибала.
Но могу уверить Вас,
Всех не сосчитала.
Я с тобой да ты со мной -
Вместе нас не мало,
Это скажет Вам любой,
И она сказала.
И никто не спорил с ней,
Всем и так всё ясно,
Просто ясного ясней,
Не считай напрасно.
Ты конечно, милый мой,
Милый с головою.
Я да ты, да мы с тобой –
Это будет сколько?»

Подсказка: один из парадоксов теории множеств в литературном изложении, решается …

Есть ещё одна знаменитая Алисина задачка про полотенце. Висит на стенке и не стреляет. Спрашивалось, почему? Ответ по уверению Алисы был, но озвучен ею не был. Предлагалось всем знающим ответы всенепременно писать в академии наук.

Нет, эта литература не только детская. Закончу литературную переменку фразой Алисы: «Если все равно, куда придешь, то не все ли равно куда идти?» И от себя: куда идти точно, ответа нет, и другого пути коме как через Страну Чудес Кэрролла тоже нет. Не знаю я его. Может кто знает?

Убрал фразу с "запретом", что бы не воспринималось буквально и ещё по мелочам "сгладил углы и акценты".


 
gornostaykaДата: Воскресенье, 06.12.2009, 23:28 | Сообщение # 2
Верховный маг форума.
Группа: Администратор
Сообщений: 5816
Награды: 26
Репутация: 46
Статус: Offline
Адрес обсуждения:
http://my.mail.ru/community/novfiz2008/7A1321DB478573E6.html

Там есть и мой ответ:

Re: О пользе физических мысленных опытов и детской литературе.
Почему эта литература не детская? Именно дети не удивляются парадоксам, и подобные книги исподволь влияют на их мышление, которое повлияет на их будущее.
Глупый ребёнок будет видеть лишь падающую девочку, которая ловко умеет справляться с некоторыми задачами по пути, скептик скажет, что этого быть не может, умник и мечтатель задумается.

А что вы думаете по этому поводу?


 
МихаДата: Воскресенье, 06.12.2009, 23:42 | Сообщение # 3
Лауреат конкурсов. Мастер пера и кисти.
Группа: Проверенные
Сообщений: 273
Награды: 9
Репутация: 20
Статус: Offline
У детей пока еще не выработались инструменты Личности - они ничему не удивляются и знают что все возможно..а вернее что нет невозможных вещей..пока Родители не начинают говорить что это не так!!!!
Так умирают волшебники***


Мое Сердце - Любовь. Буквы -ее Ангелы ...
 
Литературный форум » Пишем книгу » Общие вопросы. » О пользе мысленных опытов (О детской и недетской литературе.)
Страница 1 из 11
Поиск:





Нас сегодня посетили
gornostayka