Литературные узоры

Воскресенье, 19.05.2024, 05:46

Приветствую Вас Заглянувший на огонёк | RSS | Главная | Кое-что, о редакторской правке - Литературный форум | Регистрация | Вход

Последние ответы форума
Тема Дата, Время Автор Раздел
Поэзия для... эстрады 16.05.2024, 23:18 fokus Его Величество - ПОЭЗИЯ.
Читать
А какой ты? 15.05.2024, 22:27 gornostayka Разные темы.
Читать
День Победы 11.05.2024, 00:52 fokus Поздравления
Читать
С Первомаем! 01.05.2024, 21:27 gornostayka Поздравления
Читать
полное солнечное затмение 8 апеля 2024 года. 21.04.2024, 22:25 gornostayka Новости.
Читать
Смеёмся! 13.04.2024, 23:02 gornostayka Юмор
Читать
С днём космонавтики! 12.04.2024, 22:38 gornostayka Поздравления
Читать
Россия и мы. 27.03.2024, 20:39 gornostayka Политика
Читать
C 8 Марта! 08.03.2024, 21:59 gornostayka Поздравления
Читать
С Днём защитников Отечества! 23.02.2024, 19:57 gornostayka Поздравления
Читать
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: gornostayka, Andre  
Литературный форум » Пишем книгу » Консультации » Кое-что, о редакторской правке
Кое-что, о редакторской правке
Шая_ВайсбухДата: Суббота, 10.05.2008, 12:57 | Сообщение # 1
Человек - энциклопедия.
Группа: Проверенные
Сообщений: 92
Награды: 6
Репутация: 18
Статус: Offline
Кое-что, о редакторской правке
Лейла Сабзали

Не стреляйте в журналиста!
Или - Кое-что, о редакторской правке.

Интересно, кто-нибудь из читателей хоть раз задумывался над тем, как создается то или иное печатное издание? Задумывались? Особенно, когда в газете или журнале прочитанных Вами, Вы, уважаемый читатель, обнаруживали ошибки? От - стилистических до - орфографических?
Что греха таить? Сегодня ими пестрит наша пресса, совершенно не зависимо от того, на каком языке она издается. И вот, в праведном негодовании, а еще и с чувством превосходства Вы, дорогой читатель, пафосно произносите, - Даже грамотно написать не могут! - Было? И еще, в сердцах изрекаете, - Везде – непрофессионалы! И со стыдом приходится признать, что отчасти, уважаемый читатель, Вы правы. Потому что, не в обиду некоторым представителям нашей пишущей, а, в особенности, редактирующей и корректирующей братии будет сказано. Но, большая часть поставляемой сегодня на республиканский рынок печатной продукции - качества языкознания - оставляющего желать лучшего.
Не говоря уже о модном нынче - журнально-престижном английском, в интерпретации республиканских журналов больше напоминающем язык племени Мумбу-юмбу с евлахским акцентом. И в большинстве несчастных случаев, имеющем к английскому языку такое же отношение, как - известное имение к - не менее известному - наводнению. Вы спросите,- Почему? Да потому, что на самом деле,- язык это не только - слово, это еще и - фраза. И строиться она должна в соответствии с тем, как принято ее строить именно на этом языке. С присущими этому языку - стилевыми оборотами речи. То есть,- язык это выражение ментального мышления. Ну, не мыслят так - англоязычные, как пишут у нас! Ментальность у них, извините, другая. Ну, да ладно, это чужой нам язык, и незнание его хоть не так предосудительно.
Но, вот когда с ошибками печатают на родном - азербайджанском или на - не менее родном - русском…? То тут уж, - извините…. И с занудствующим читателем, в данной ситуации, просто необходимо соглашаться. И не только потому, что безграмотность чести нашей прессе не делает, а еще и по той простой причине, что печатное слово это, простите, - идеология, потому как, впечатывается в сознание и подсознание читателей. Идеология…- с ошибками…?
Ну, а талантливо написанные материалы, которых так жаждет страждущая читательская душа? Где - они? Могу точно сказать, что талантливых авторов у нас немало. А вот материалов талантливых – немного. Парадокс!- воскликнет читатель и опять окажется прав. Потому как - пальцев одной руки может хватить, чтобы перечесть издания, на страницах которых можно сегодня увидеть безукоризненно изданные авторские материалы. От чего это происходит? И кто в этом виноват? - спросите Вы. Ну, что ж, попробуем разобраться.
Кто формирует стиль того или иного издания? Совершенно верно, - редакторская цензура. И низкий поклон ей за это. Ей, стоящей на страже всеобщего - невысокого профессионального уровня сегодняшней нашей журналистики. И в большинстве изданий эта самая цензура творит, руководствуясь тезисом, - Не выпендривайтесь, господа, нельзя писать лучше редактора. И на страницах шуршащей продукции в лучшем случае - творения в стиле советских передовиц, в худшем - абракадабра (с точки зрения стиля, да и не только - стиля). Помните,в старом, любимом всеми нами новогоднем фильме?- Вот это не заливная рыба, это - Бог его знает, - что.
И в защиту пишущей братии хочу поведать уважаемому читателю грустную историю - о редакторской правке. Предложив небольшой экскурс в - святая-святых, в творческий процесс рождения печатного издания.
Чтобы иметь целостную картину всего процесса, пройдем весь путь. С момента написания статьи автором - до того момента, как выстраданное, рожденное в творческих муках маленькое произведение журналистского искусства попадет на газетную полосу.
Так вот, по этапу оно попадает в руки к редактору рубрики или по-другому - заведующему отделом, отвечающему за чистоту стиля и грамотность рубрики. И редактор эти самые руки к нему прикладывает. То есть - редактирует, он ведь - редактор. Причем, исходя из соображений собственного вкуса, образованности и осведомленности в той области, о которой идет речь. И счастье для всех, если все перечисленное у редактора в наличии - есть. Потому как иначе он, редактор, такое может присовокупить к вашему произведению… - вовек не отмоетесь! Затем, произведение по этапу - плавно переходит в руки к редактору отвечающему за выпуск. И тот тоже - прикладывает руки. Ну, а дальше - к корректору, и тот тоже - соответственно вкусу и образованию, «по образу и подобию». И режут, коверкают, калечат - в шесть рук. Иногда так обрезают, как в том анекдоте, - Я знала, что у вас обрезают, но, чтоб так обкорнать?! Иногда - дописывают…, вставляя свои «непричесанные мысли". Иногда, ну совсем - непричесанные! И вот, когда это коллективное творение появляется в печати, отдуваться приходиться - кому? Правильно,- тому, чья фамилия стоит под творением. И все претензии теперь к бедняге-автору - есть адрес - фамилия и имя. И вот Вы, уважаемый читатель, с ядовитой усмешкой на устах склоняете эту самую фамилию во всех падежах. Благо, с падежами у вас, в отличие от тех, кому по роду деятельности их знать положено,- все в порядке.
И не важно, что к тому, что вышло на полосу, он, автор уже имеет весьма отдаленное отношение. Мнение о нем - создано. И ничего уже не попишешь, ну, не опровержение же давать, - мол,- не писал я этих глупостей, да еще так безграмотно. Да и стиль это не мой, не выражаюсь я так примитивно и заштамповано.
Вот, слышу, как мне возражают обиженные и даже возмущенные редакторы и корректоры,- Мы честно работаем и вообще, - как же без нас? Мы имеем право вообще до 60 процентов материала менять. Есть такое правило! Да, возможно. Хотя, совершенно не ясно, откуда такое правило? Может, оно пришло из печально-известных - совковых времен? Когда все, что работало на идеологию было под строжайшим присмотром партийной цензуры?
Можно менять плохо написанный материал и даже нужно, на то вы и – цензура. Хотя, на мой взгляд, плохой материал лучше вообще не печатать. Но,- когда материал хорошо написан? Да еще - талантливым журналистом? Слышу обвинения в амбициозности. А еще - каверзный вопрос, - А как это определить? - А очень просто, господа мои хорошие! Просто, надо быть профессионалами. А еще, быть беспристрастными, чтобы не только уметь отличить «зерна от плевел», но, еще и обладать умением удерживаться от такого- очень человеческого побуждения, как зависть. И еще, настоящий редактор должен сам быть великолепным журналистом, гораздо более - лучшим, чем те, кого он редактирует. По-моему,- логично. В противном же случае, лучше не соваться в «калашный ряд», «не зная броду» (Две разные поговорки, а как, черт возьми,- сочетаются!).
Артистизм - старое, редко употребляемое сегодня в нашей журналистике слово. Качество - присущее всем творческим профессиям. Надеюсь, хоть в этом мне никто не возразит? Что журналистика – профессия творческая? А для чего нужен артистизм редактору? Объясню. Стиль,- есть такое понятие. Так вот, обладая этим качеством, редактор не только не станет навязывать автору мыслей, которых тот не высказывал, но, даже формы, в которой автор высказаться не мог, по определению. Не вызывая у автора желания на такое редактирование бросить - известное, - Сам - дурак!
Ну, конечно, все, о чем тут говорилось, - высший пилотаж. А нам - простым азербайджанским журналистам пока - «не до жиру, быть бы - живу». Быть, хотя бы застрахованными от чужой безграмотности. За которую порой, устаешь расплачиваться очень немалой ценой – ценой репутации профессионального журналиста и порядочного человека.
На диком Западе в одном салуне рядом со сценой висела табличка с надписью,- Не стреляйте в пианиста! Он играл как умел. Возможно, это анекдот, но, в пандан этой надписи мне бы хотелось на титульном листе каждого печатного издания выходящего сегодня на республиканском информационном поле, сделать надпись,- Не стреляйте в журналистов! Возможно, они этого не писали.

 
gornostaykaДата: Суббота, 10.05.2008, 17:47 | Сообщение # 2
Верховный маг форума.
Группа: Администратор
Сообщений: 6276
Награды: 29
Репутация: 47
Статус: Offline
Шая, спасибо!
Редактор известного тебе издательства попросил нас поработать над орфографией текста более тщательно. Он объяснил это тем, что корректоров не хватает и не все они достаточно грамотные?! surprised


 
Шая_ВайсбухДата: Воскресенье, 11.05.2008, 18:06 | Сообщение # 3
Человек - энциклопедия.
Группа: Проверенные
Сообщений: 92
Награды: 6
Репутация: 18
Статус: Offline
Гелеос?... вот не думал...
 
Литературный форум » Пишем книгу » Консультации » Кое-что, о редакторской правке
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:





Нас сегодня посетили