Литературные узоры

Пятница, 26.04.2024, 20:57

Приветствую Вас Заглянувший на огонёк | RSS | Главная | Счастье. - Литературный форум | Регистрация | Вход

Последние ответы форума
Тема Дата, Время Автор Раздел
полное солнечное затмение 8 апеля 2024 года. 21.04.2024, 22:25 gornostayka Новости.
Читать
Смеёмся! 13.04.2024, 23:02 gornostayka Юмор
Читать
С днём космонавтики! 12.04.2024, 22:38 gornostayka Поздравления
Читать
Россия и мы. 27.03.2024, 20:39 gornostayka Политика
Читать
Поэзия для... эстрады 09.03.2024, 17:09 fokus Его Величество - ПОЭЗИЯ.
Читать
C 8 Марта! 08.03.2024, 21:59 gornostayka Поздравления
Читать
С Днём защитников Отечества! 23.02.2024, 19:57 gornostayka Поздравления
Читать
Хлебный мякиш 21.02.2024, 22:58 fokus Лебединое перо
Читать
С днём российской науки! 08.02.2024, 21:44 gornostayka Поздравления
Читать
С Новым годом! 13.01.2024, 22:47 gornostayka Поздравления
Читать
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: gornostayka, Andre  
Литературный форум » Территория творчества » Исторический роман, биографии, реальные события » Счастье. (Рассказ Николая Шувакина)
Счастье.
gornostaykaДата: Воскресенье, 10.02.2013, 15:43 | Сообщение # 1
Верховный маг форума.
Группа: Администратор
Сообщений: 6273
Награды: 29
Репутация: 47
Статус: Offline
С Ч А С Т Ь Е.

Средина сентября, спала так надоевшая изнуряющая жара, а редкие в наших степных краях дожди сделали своё дело - сбили пыль с листвы малочисленных вётел и кустарников и промыли воздух . Дали просматриваются до бесконечности.В небо всевышний не поленился добавить лазури, и теперь глядя в него, чувствуешь глубину и какую-то загадочность, вопреки летнему полинявшему от безжалостно жгущего солнца. Вода в прудах и реке тёмно синяя . Ажиотаж после открытия охоты уже давно прошёл. Дичь , напуганная стрельбой местных и заезжих саратовских охотников , успокоилась и спрятавшись в камыши, подпускает близко. Пройдёт ещё неделя – другая, и она вся уйдёт на большую воду. Сейчас самое лучшее время для любимой охоты на утку - с подхода.

На двое суток еду на работу; сегодня моя смена. Далеко за городом , на Узене, находится насосная. Подаём воду для полива люцерны и кукурузы. По прибытию узнаю , сегодня не «качаем» - порыв на трассе. Приятно узнать о «свалившемся на тебя выходном»! К тому же напарник Кузьма отпускает на весь день, он будет ждать ремонтников, те должны устранять поломку. Спиннинг привязан к раме велосипеда , ружьё за спину и я с удовольствием кручу педали.

Через пол километра первый пруд . Прудишка так себе - маленький, но довольно заросший густым чаканом и кугой. Утка иногда останавливается на днёвку в его небольших блюдечках- плёсах. Прячу транспорт в овраге и потихоньку вдоль бережка, рядом с камышом, осторожно крадусь, в надежде ;- А вдруг что – то вылетит. Каждый раз, подходя к дичи, находишься в напряжённом ожидании , и всё же появление её становится неожиданностью. Вот и сейчас, их я уже почти прошёл, с громким шлёпаньем крыльев, вылетает пара кряковых. Не торопясь, отпускаю на чистое и дуплечу. Падают сбитые обе на той стороне. От выстрелов дальше поднимается приличная стая уток десятка в полтора – два, но ружьё разряжено выстрелами. Почин сделан. Летите, летите – говорю вслед, наблюдая какое - то время за ними. Объезжаю прудок , подбираю трофеи , кладу их в мешок и прячу в тени куги – на обратном пути возьму.

Еду по тропинке. Под косогором разбрелось деревенское стадо. Засёдланная лошадь стоит в низинке за самой раскидистой в округе ветлой в два обхвата, а пастух кричит и бегает, пытаясь собрать непослушную скотину. С верху хорошо вижу всю картину происходящего и машу малорослому и незадачливому ковбою, показывая в сторону спрятавшейся от него непослушной животины. Расстёгиваю штормовку. Свежий ветерок приятно холодит грудь. Сбоку в траве замечаю белые пятна шампиньонов - значит не зря прошли дождики. На обратном пути наберу, главное чтобы до моего возвращения тут не прошла скотина и не побила копытами грибы. Выезжаю на накатанную дорогу. Справа небольшая деревня Таловка, впереди высокая плотина пруда. С разгона заезжаю на неё, прислоняю велосипед к ветле и подхожу к воде.

Для охоты на утку водоём не удобен ; с берега глубок ,а отмели заросли густым тростником и подойти не подшумев к дичи сложно. Отвязываю с рамы спиннинг и в прогалах, между камышами, кидаю блесну. Сейчас пора щучьего жора, но поймать ничего не удаётся - нужна лодка. Это самый большой в округе пруд и здесь водится много ондатры. Добывать зверьков ещё рано, но следует сделать разведку, есть ли они в этом охотничьем сезоне. Брожу среди зарослей на сколько позволяет высота голенищь болотных сапог. Дорожки в ряске и водорослях, а так же многочисленные кормовые столики красноречиво говорят- грызуны есть. Скоро начнёт холодать, они примутся за строительство хаток, тогда пора и ловить.

За возвышенностью, виднеются верхушки вётел. Деревья стоят под плотиной следующего пруда, туда километров пять. Накатанная дорога идёт слегка в горку, но это не тяготит, с удовольствием еду к намеченному месту. Красноголовые нырки, завидев велосипедиста на открытой местности, срывается, поднимаются высоко и поспешно улетают. Наблюдаю за утками и : - О чудо! Пара кряковых, не понятным образом оказавшихся с этой стайкой , откалывается, снижается и садятся в одном из «хвостов» водоёма. Идти к птицам сотни три – четыре метров. Прячу свой транспорт в осоке и не торопясь скрадываю.

Вылетают далековато. Дуплет по ближнему селезню, всё – же заставляет его как бы нехотя, упасть в траву между кочек. Нахожу, подбираю очередной трофей и возвращаясь к велосипеду , попутно в камыше отыскиваю взором жизнедеятельность ондатры. Дорожки, нагрызы - всё говорит, капканы нужно готовить - зверёк есть. Воодушевлённый предстоящей охотой «по пушнине», возвращаюсь назад на место работы, а от неё удалился как минимум на десяток километров .

Всякий раз, находясь на этом сырте,( возвышенность) стараюсь взглядом отыскать здание насосной. Покрашенную в жёлтый цвет, её видно далеко. Это считай мой второй дом, ведь треть жизни проходит здесь, где есть возможность вот так, между делом, запросто вырваться и на рыбалку и на охоту.

Под горку катится легко , да и возвращаться с трофеями всегда приятно. Посторонний ,но знакомый звук, заставляет остановиться. Догадываюсь - это журавли. Отрывистый и скрыкаюший голос слышен далеко. Задрав голову , с трудом отыскиваю едва различимых в небе птиц. Долго смотрю на кружащую и уходящую спиралью в синь неба семью крылатых. Старые обучают молодёжь искусству парящего полёта, ловя восходящие потоки тёплого воздуха. Скоро улетать. Как их там встретят в тёплых и далёких краях? Все ли вернутся на Родину?

Еду к месту , где заметил грибы. Грязно - белые шляпки и тёмно коричневые, почти чёрные пластинки снизу, делают их неприглядными. Вопреки неказистому виду, это самые вкусные шампиньоны - ни чета «пижонистым», чисто белым собратьям, растущих в траве лиманов, а уж тем более совсем безвкусным - магазинным. Срезаю шляпки и укладываю в пакет.

Насосная близко. Уже хорошо читается надпись на фасаде ,выведенная когда то красными метровыми буквами МЕЛИОРАЦИЯ - ДЕЛО ВСЕНАРОДНОЕ. Забираю спрятанных в куге уток. Хочется пить. Воду никогда с собой не беру, ведь степняк пьёт только чай, а лучше всего поесть арбуз - и ты утолил жажду, благо, около насосной каждый сажает три – четыре сотки бахчей .Этого достаточно для пропитания на работе и прихватить пол мешка, возвращаясь домой после смены.

Приезжаю вовремя. Ремонтники порыв устранили, через полчаса насосную

запускаем. Попили чаю. Кузьма идёт в щитовую включать, а я по лестнице вниз спускаюсь к агрегатам. Агрегаты приведены к работе, подтягиваю сальники, этим добиваюсь нужную протечку и поднимаюсь наверх, здесь задвижками регулируем давление в трассе. Моторы гудят монотонно , заставляя насосы гнать воду по трубам к поливальным установкам. Возвращаемся в бытовку, едим пока всухомятку, вечером нужно сварить суп из утки и пожарить грибов.

Лежим ли мы на кроватях, смотрим телевизор и предаёмся «расслабухе», но в любом случае слушаем звук работающего оборудования. Всякое изменение его, заставляет идти и проверить давление воды на манометре, температуру подшипников, сальниковую протечку, показание амперметров, даже обаняние является нашим союзником, поскольку любой посторонний запах говорит о неполадке.

Во дворе вышка из металлической трубы «пятисотки» довольно приличных размеров , метров сорок- пятьдесят высотой. Она стоит над берегом, у самой кромки яра и это ещё больше увеличивает её, а на верху смотровая площадка сваренная из арматуры и огороженная решёткой из уголка . Сооружение ещё и служит антенной для связи с конторой Оросительной системы района. Каждое утро докладываем по рации «Лён» диспетчеру о количестве наработанных моточасов моторами и потреблённой электроэнергии. По лестнице поднимаюсь на площадку. Первое ощущение - сооружение падает и пальцы невольно сжимают уголок ограждения. Постепенно привыкаю к высоте.

Внизу панорама заволжской степи. Работают установки" Волжанка", весело брызгая на люцерну последнего укоса. «Фрегаты» стоят без дела, ими поливали всё лето кукурузу и эту кормовую культуру уже докашивают на силос. Скоро сезон кончается полностью и насосную ставим на «консервацию». Пока я охотился и отсутствовал, Кузьма поставил сеть и через толщу воды. снасть видно хорошо, она почти подо мной. Замечаю, как подёргиваются поплавки - есть рыба. Извиваясь, плавно течёт Узень, слегка зажатый камышами и кустами тальника и терновника. Изредка встречаются высокие осины , раскидистые вётлы. Крутые глинистые яры и глубокие овраги, примыкающие к руслу , дополняют не столь изысканный ландшафт степной местности.

Там, на противоположной стороне, зимой в мороз, насторожил капканы на лисицу . На утро обнаружил в одном из них всего лишь переднюю лапу. Зверь попался и открутил её перебитую стальной дугой самолова. Но на следующую смену трёхлапую всё же обхитрил и поймал. На самом глубоком месте у ветлы, ставил в конце лета закидушки на сома привязав их за тальник. Утром , подплывая , увидел один из кустов неестественно излишне дёргался. И ведь понимал: - Это подвох, но всё – же, в глубине души надеялся: - А вдруг огромный сом. Подгребая, с разочарованием увидел быка полуторника, каким -то чудом оказавшегося здесь. На верх обрывистого яра выбраться скотина не могла, а на глубь реки лезть не хотелось. Вот и топтался он , содрагая ветви, не решаясь куда податься. Вскоре приехал верхом на лошади хозяин с Владимировки и так отхлестал рогатого по спине кнутом из транспортёрной ленты, что ошалелый от боли, он кинулся в воду, переплыл Узень , и задрав хвост, умчался по яру другого берега.

Под тем деревцем клёна, вдвоём с шестилетним сыном, тоже ставили закидушки. Утром послал его самостоятельно проверить снасти , втихую наблюдая, как неопытный справляется с веслом и лодкой. В одной попался сомик, и мальчишка с восторгом вытащил трепыхающуюся рыбину , перевалив через борт. Кто уж тут тогда больше обрадовался ,он или я за него - сказать трудно.

За изгибом реки всегда садились утки и на открытом месте , с низеньким и высохшим типчаком, подкрасться к ним невозможно, а ближайшие кустарники от плёса растут вне зоны досягаемости дроби. Так дичь и красовалась, волнуя мою охотничью страсть, словно подтверждая старинную поговорку;- Видит око , да зуб неймет.

Дальше линия электропередачи пересекает Узень, за ней Владимировская балка. В балке после каждого половодья неплохо ловится щука ,а перед ледоставом «влетела» в капкан первая норка. Не мало зайцев и лисиц, охотясь загоном, каждую зиму, приходилось здесь добывать. К землянке, выкопанной прямо в яру над плёсом, поздней осенью не поленившись, отогнал деревянную лодку, толкаясь по краю берега шестом. Перед этим «пропорол» хороший дождь и попасть посторонним туда можно лишь проехав на тракторе. На новом, не обловленом участке ставил сети и оставлял их без присмотра , ни сколько не боялся за сохранность. Попалось в тот раз хорошо, в садке плескались плотва, лещи, жереха , несколько щук и сом. Уже достаточно холодно, улов не испортится и заботиться о том особо не приходилось. Сменщик Сергей, постоянно промышляющий в казахстанских водоёмах , где рыбы «немеряно», увидев отличный результат стараний, откровенно обрадовался, это меня, не особо заядлого любителя работать с сетями, слегка польстило.

На горизонте едва угадывается фруктовый сад. Многие яблони там уже засохли .С одной стороны плодовых деревьев по весне разливается пруд с красивым названием Лебяжий, а другую огибает Узень. Несколько вёсен назад, с напарником Виктором , нас отрезало от внешнего мира необычно большим половодьем, добраться сюда можно лишь только на вертолёте и пришлось жить на смене неделю. Вольные распоряжаться уймой времени, на тракторе «Беларусь», поехали на тот водоём . Тальник и вётлы по берегу реки оказались затоплеными почти до вершин. Довольно приличное течение со льдинами по средине, красноречиво говорило:- Ни кто не отважится плыть на эту сторону.

Спугнутые утки снялись с пруда и напарник остался на берегу, в надежде дождаться их прилёта. Я пошёл бродить по саду. Давно заброшенный, он невольно напомнил тайгу, по которой всегда скучал, правда общего с ней то, что на многие километры оставались одни и в своих действиях ощущали полную свободу. Выпорхнул спугнутый шелестом сапог о сухую траву вальдшнеп, стрелять в длинноносика почему – то расхотелось. Дальше, парочка кряковых снялась из затопленной чилиги и после удачного выстрела, селезень упал на сухое. Выскочил заяц. Пробежав прытко три-четыре десятка метров, остановился и подставив моему взгляду линяющий бок, кося чёрным глазом. Но словно опомнившись, со свежей силой пустился вновь. И так каждый поворот реки или большое дерево напоминали о чём – то, связанным с охотой или рыбалкой, будоража слегка воспоминанием душу.

Разноцветье листвы и увядающих трав. На горизонте едва заметна стая уток, журавли

кружат в глубине неба, и как подтверждение "бабьего лета", проскальзывает обрывками белой пряжи паутинка. Всё навевает лёгкую, приятную и возвышенную грусть, отчего невольно приходят на ум стихи Есенина - лирические и прозрачные. Слышу музыку. Да это же Кузьма включил приёмник в бытовке! Поль Мориа - Токатта - улавливает ухо.

Лёгкое течение реки внизу заметное сквозь решётку площадки , редкие плывущие по ветру кучевые облака и божественная мелодия, удачно сочетаясь , создают ощущение полёта. Мне всего тридцать пять лет, «перестройка» ещё не началась, стою, подняв руки в стороны, кричу: - Люди будь-те счастливы! Понимаю, этим состоянием обладаю сполна сам и даже могу поделиться с другими , ведь приходит оно всего на едине с природой, только здесь мысли и поступки находятся в ладу. Даже бытовые неувязки сейчас кажутся нелепы и отходят в сторону. А там, в суетливой обыденности жизни, подобное если и наступает, то незаметно и мимолётно, после чего стараешься не заострять на нём внимания, наверное боишься спугнуть. Ведь словно мираж или красивая и призрачная птичка на ветке, потревоженное даже мыслью, счастье неожиданно растает, или вспорхнув улетит, и не знаешь когда вернётся и вернётся ли, и получается - оно всегда в прошедшем времени.


 
Литературный форум » Территория творчества » Исторический роман, биографии, реальные события » Счастье. (Рассказ Николая Шувакина)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:





Нас сегодня посетили