Литературные узоры

Суббота, 08.08.2020, 01:01

Приветствую Вас Заглянувший на огонёк | RSS | Главная | Всемирная сеть. Будущее наступило? - Литературный форум | Регистрация | Вход

Последние ответы форума
Тема Дата, Время Автор Раздел
Уникальное явление: такого вы ещё не видели 16.07.2020, 22:02 gornostayka Ветер странствий.
Читать
Басни-притчи от Владимира Шебзухова 14.07.2020, 14:03 НИКУШКА Его Величество - ПОЭЗИЯ.
Читать
Была война, ужасная война. 03.07.2020, 19:04 gornostayka Беседка
Читать
С ДНЁМ РОССИИ! 12.06.2020, 22:09 gornostayka Поздравления
Читать
С днём русского языка! С днём рождения А.С.Пушкина! 06.06.2020, 22:41 gornostayka Поздравления
Читать
Дверь, за которой таится зверь. 01.06.2020, 12:41 gornostayka Страница Валентины Горностаевой.
Читать
Космос. 29.05.2020, 21:55 gornostayka Чудеса науки и не только...
Читать
Как я писала рассказ о лете. 28.05.2020, 22:45 Юнона Страница Валентины Горностаевой.
Читать
Поздравлялки 18.05.2020, 22:02 gornostayka Поздравления
Читать
День Победы 09.05.2020, 20:36 gornostayka Поздравления
Читать
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: admin, gornostayka, Lutik  
Литературный форум » Мир вокруг нас » Компьютеры и интернет » Всемирная сеть. Будущее наступило?
Всемирная сеть. Будущее наступило?
gornostaykaДата: Понедельник, 16.06.2008, 18:46 | Сообщение # 1
Верховный маг форума.
Группа: Администратор
Сообщений: 6100
Награды: 28
Репутация: 47
Статус: Offline
С.ВЫГОНСКИЙ: ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ КАК МАССОВАЯ ГАЛЛЮЦИНАЦИЯ

Любые технологические новшества так или иначе радикально меняют психологию людей. Пример таких новаций – развитие компьютерных и сетевых технологий, сопровождающееся глубоким изменением общественного уклада. Глобальная телекоммуникационная система Интернет - один из таких преобразующих факторов. Но чем же тогда отличаются от повседневных те контакты, которые возникают между пользователями во время их долгого пребывания в сети или работы с компьютером? Только ли тем, что такое общение опосредовано электронным оборудованием?

ЛЕКСИКОН СОВРЕМЕННОСТИ

Раздел психологической науки, в рамках которой исследователи пытаются найти ответы на эти вопросы, имеет различные названия. Наибольшее распространение получил термин «киберпсихология». В данном случае показателен сам факт обращения к сложносоставному неологизму. Известно, что психоанализ чрезвычайно чувствителен к тонкостям речи. Краткий обзор сетевой лексики, сделанный при помощи таких поисковиков, как Yandex, Rambler или Aport, поможет нам обнаружить для себя немало интересного.

Выяснится, что существует обширный круг терминов с приставкой «кибер», означающей опосредованность компьютерной техникой человеческой деятельности. В их числе - «киберпространство (пространство всемирной «паутины»), «киберкоммерция» (деловая активность в Интернете), «киберкультура» (литература и художественное творчество в сети), «киберспорт» (сетевые соревнования по ролевым компьютерным играм), «киберпреступность» (незаконные действия с использованием телекоммуникационных технологий), и даже «киберпорнография» (фильмы, фотографии и тексты сексуального характера, распространяемые в сети).

Но не только приставка «кибер» призвана подчеркнуть новаторский характер такого рода занятий. К примеру, можно проследить метаморфозы понятия «журналистика» применительно ко всемирной «паутине». Так, обратившись к поисковым системам, мы обнаружим искомое слово в сочетаниях с приставками «Интернет», «online», «WEB», а также в паре с прилагательным «сетевая». Нам также станет известно о существовании Interactive Media Writes Association («Ассоциации писателей интерактивных масс-медиа»). В изобилии найдутся и такие термины как, «Net-культура», «медиа-арт», «сетература», «сетевая словесность», «интерактивное телевидение», «электронный бизнес», «WEB-проект», «виртуальная личность» (ряд можно продолжать почти до бесконечности).

ОБЛИК ГРЯДУЩЕГО: АНТИУТОПИЯ ИЛИ ТЕХНОГЕННАЯ КАТАСТРОФА?

Само существование такого разноообразного лексического модернизма заставляет вспомнить известный роман Д.Оруэлла «1984». В описываемом им обществе был распространен «новояз» - язык новейшего времени, насыщенный вновь сочиненными словами (неологизмами). Помимо лексикона служащие министерства правды также переписывали историю собственного государства, подгоняя ее под очередную идеологическую схему.

Подобным способом создатели оруэлловской антиутопии добивались максимального разрыва массового сознания с реальным миром, слишком человеческим и потому противоречащим утопическому образу грядущего. Использование «новояза» фактически превратилось в своеобразную технологию «промывания мозгов». Из газет и книг, находящихся в архиве, исчезали упоминания об известных политических деятелях, общественных организациях, исторических событиях и даже целых регионов. Вчерашние герои с легкостью превращались в изгоев, а страны, с которыми прежде велась война, объявлялись союзниками.

Немало примеров манипуляций с языком мы можем найти и в истории рекламного дела, получившего максимальное развитие в XX веке. Конечно, проводя параллель с нынешней ситуацией, было бы заманчиво в духе модных нынче конспирологических изысканий заявить о существовании некого глобального сетевого проекта, использующего столь тонкие информационные технологии в своих корыстных интересах. Но думается все же, что это вовсе не так. Более того, создается прямо противоположное впечатление о том, что процесс глобальной смены речевых штампов стихиен и всячески поддерживается наиболее маргинальной частью пользователей всемирной «паутины».

Эти новшества отражают вполне специфические тренды, вплотную затрагивающие нашу новоевропейскую культуру. Имя этого процесса – виртуализация человеческой психики. Иначе говоря, языковая среда, а следовательно, и традиционный образ мышления Homo Sapiens разрушается в результате наступления компьютерных технологий. Остается лишь догадываться о том, насколько катастрофическими будут для человечества последствия таких преобразований.

МЕТАФОРЫ ВИРТУАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ

Подобной техногенной модификацией затронуто не только массовое, но и индивидуальное сознание большинства жителей планеты, по крайней мере, проживающих в развитых странах. Это означает, что психологическое чувство реальности, присущее каждому и позволяющее отличать настоящее от воображаемого, постепенно размывается и притупляется. Иными словами, реалистическое восприятие окружающей действительности незаметно подменяется иллюзорным. Метафора вытесняет реальность. И способствует этому широкое распространение компьютерных технологий, в том числе мультимедийных.

И совсем неважно то, каким будет ли такой образ - воодушевляющим или, наоборот, устрашающим. Настораживает другое. Дело в том, что наше сознание становится более открытым для всеобщих фантазий, наполненных мифологическим содержанием. Это могут быть иррациональные страхи или столь же малообъяснимые несбыточные надежды. Например, страх перед техногенной катастрофой, необратимым загрязнением окружающей среды или уверенность в том, что фирма, организовавшая финансовую пирамиду, выплатит все обещанные дивиденды. И вовсе не обязательно, что такие переживания будут иметь техническую обусловленность. Однако именно виртуализация человеческого сознания выступит в данном случае в роли универсального катализатора.

Справедливости ради следует заметить, что начался этот процесс с начала прошлого века, когда получили распространение такие технические новинки, как фотография, кинематограф, телефонная связь и радиовещание. Затем цивилизованная часть человечества получила телевидение. Ну, а потом к перечисленным заменителям непосредственного человеческого общения присоединились мультимедийные технологии.

Произошло то, что, со всей очевидностью, должно было произойти. Коммуникативная двухсторонняя схема «человек-человек» постепенно стала замещаться односторонней конфигурацией, в которой нашему современнику в зависимости от особенностей текущего момента отведена роль оратора или слушателя. Подчеркну, что при этом речь пользователя звучит исключительно в его воображении.

Особенно интенсивно процесс виртуализации сознания протекает у активных игроков в компьютерные игры. Уход от реальности с ее трудностями называют в числе основных эффектов, возникающих в результате длительного общения пользователя с любимой игровой программой. Ученые делают публичные заявления о появлении зависимости от компьютерных игр. По некоторым оценкам число «зависимых» достигает 10-14% от общего количества пользователей, положительно относящихся к подобному времяпрепровождению.

Исследования показывают, что в отдельных случаях продолжительность единичного сеанса игры превышает 14 часов. Возможно, обусловлено это тем, что, по мнению В.Гудимого, «игровая реальность изменяет состояние сознания человека, делая его отличным от повседневного». К признакам, свидетельствующим об этом, относится неподвижная поза игрока, направленный в одну точку взгляд, повышенная сосредоточенность на событиях, развертывающихся на мониторе, отрешенность от окружающей действительности.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ИНТЕРНЕТА

Впрочем, не только компьютерные игры приводят к виртуализации сознания. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно познакомиться с результатами психологических исследований, в ходе которых опрашивались пользователи Интернета. Выясняется, что для контактов в киберпространстве характерны некоторые особенности.

Среди них – анонимность пользователя (может представиться кем угодно и даже сменить пол), выхолощенность получаемых впечатлений (чувственный поток ограничен иллюстративным, текстовым и музыкальным контентом), нереалистичность восприятия (определяющими для личности являются фантазии), необычное поведение, которое проявляется лишь в условиях нахождения в сети (склонность к словесной агрессии или излишней эротичности, проявляемое в чате или форуме).
Анонимность участника сетевых интеракций приводит к тому, что все его скрытые психологические комплексы раскрываются и являются окружающим во всей своей первозданной красе. А это, как известно, лишь многократно усиливает власть иррационального над психикой.

Думаю, понятен и тот эффект, которым сопровождается выхолощенность впечатлений. О каком раскрытии внутреннего мира и взаимном доверии может идти речь, например, при межличностных контактах в чате, которые осуществляются исключительно при помощи текста и набора примитивных картинок? Каким способом партнеры смогут обменяться бессловесной информацией друг о друге, передаваемой в реальном мире жестами, речевыми интонациями, выражением лиц? А ведь достаточно часто неосознаваемое взаимное недоверие становится причиной затяжного истощающего стресса.

Нереалистичность восприятия есть в данном случае не только прямое следствие ограниченности личностной информации, относящейся к собеседнику, но и результат перегруженности Web-страниц специфическими визуальными материалами. Чувственно яркий образ внекомпьютерной действительности замещается ее графическим аналогом, который к тому же был деформирован по причине модернистских воззрений его творца. Это качество, собственно, и становится базовой составляющей психики, которая была подвергнута массивному воздействию со стороны виртуального пространства.

Необычное поведение в таком контексте нужно рассматривать лишь в качестве вторичного поведенческого симптома, непосредственно вытекающего из трех предыдущих характеристик. Этот признак указывает на изоляцию, в которой оказался пользователь во время долгих странствий по просторам всемирной телекоммуникационной сети.

ПОГРУЖАЕТСЯ ЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО В МАССОВЫЕ ГАЛЛЮЦИНАЦИИ?

Создается впечатление, что виртуализация сознания – это защитная реакция, направленная против перенаселенности планеты. Возможно, подобным способом природа пытается снизить уровень активности Homo Sapients, потерявшего всякое чувство меры по отношению к своим действиям, направленным на технологическое порабощение окружающей среды.

Во всех случаях, которые можно назвать виртуализацией сознания, объектом атаки со стороны «потусторонних» зон бытия становится функция мозга, которая называется «тестирования реальности» (reality testing). В «Критическом словаре психоанализа», автором которого является Ч.Райкрофт, это словосочетание определено как «способность различать психические образы и внешние объекты, фантазию и внешнюю реальность, способность корректировать субъективные впечатления путем сопоставления с внешними фактами».

При нарушении правильного функционирования этого психического механизма возникает состояние психоза. Субъект погружается в галлюцинаторную действительность. Стираются границы между горячечным «сном» и явью. Нарушается критическое отношение к самому себе и своим поступкам. Поведение утрачивает свою рациональность и целенаправленность.

Как мы видим, виртуализация сознания порождается длительным взаимодействием человека с компьютерной техникой и телекоммуникационными сетями. В свою очередь психологическое размывание чувства реальности приводит к тому, что человек все больше зависит от устройств, призванных компенсировать его природное несовершенство. Соответственно увеличивается и время, отдаваемое таким занятиям. Круг замкнулся. Человечество постепенно сползает в галлюцинаторную действительность. И чем совершеннее становятся технологии ее конструирования, тем интенсивнее протекают процессы разрушения коллективного мировосприятия.

Но если все население Земли постепенно погружается в некую техногенную галлюцинацию, не означает ли это, что нормой для человеческого разума становится состояние психотического кризиса? И не приведет ли в конечном счете этот массовый психоз к эволюционному краху всего человечества как биологического вида?

Едва ли в обозримом будущем будет найдено приемлемое решение этой проблемы. Однако следует помнить, что такие преобразования необратимы, поскольку именно они лежат в основе человеческой эволюции, во многом зависящей от изменения условий, определяющих нашу повседневную деятельность.

Опубликована на Internet.ru

Сергей ВЫГОНСКИЙ
психиатр, член Союза журналистов России

Авторская web-страница
http://sv-psycho.narod.ru
Авторская рассылка
http://subscribe.ru/archive/psychology.svpsychology/
E-mail: sv-psycho[собака]narod.ru




 
gornostaykaДата: Понедельник, 16.06.2008, 18:47 | Сообщение # 2
Верховный маг форума.
Группа: Администратор
Сообщений: 6100
Награды: 28
Репутация: 47
Статус: Offline
Будущее грядёт? Будущее уже пришло!

НОВАЯ ВСЕМИРНАЯ СЕТЬ - "ИНТЕРНЕТ ВЕЩЕЙ"

Александр ВОЛКОВ

В 2008 году мир вступил во второе десятилетие "цифровой эры". Этому событию, и прежде всего развитию Интернета, были посвящены предыдущие "Заметки обозревателя", но одно из направлений эволюции Всемирной электронной сети — "Интернет вещей" — заслуживает отдельного разговора.

Многие полагают, что в будущем мы станем все больше пропадать в виртуальных мирах, просиживая в глобальной Сети все свободное время. На самом деле с нами может произойти нечто иное: сама жизнь превратится для нас в подобие Интернета. Все предметы будут связаны между собой, как отдельные массивы информации в Сети. Если виртуальная реальность заменяет некоторым из нас саму жизнь, то "Интернет вещей" весь обращен к жизни — он призван преодолеть пропасть между нашим восприятием мира и самим миром.

Когда в 1960-е годы Стэнли Кубрик и Артур Кларк, работая над фильмом "2001: Космическая одиссея", пытались представить себе, как будет выглядеть компьютер в начале XXI века, они вообразили громадную говорящую машину, которая не только улавливает смысл любой фразы, произнесенной человеком, но даже умеет читать по губам. Машина с человеческими чертами, враждебно настроенная к человеку.

В наши дни образ всемогущего компьютера решительно изменился. Теперь ученые мечтают не об огромных машинах, а о мельчайших микросхемах, которыми будут оснащены все окружающие предметы. Эти микросхемы — миниатюрные компьютеры, или электронные метки, — станут "страницами" новой Всемирной сети — Интернета вещей. Со временем миллионы, если не миллиарды, предметов будут связаны Интернетом. Каждого из нас окружит стая незримых компьютеров, верная электронная челядь. Они будут встроены в мебель, книги, электроприборы, посуду, упаковки продуктов, одежду.

Чтобы получить супермозг, не обязательно собирать всю электронику воедино. Можно пойти и другим путем. Совместными стараниями десятков и сотен крохотных "электронных муравьев" можно творить единое целое — нечто, незримо и неизменно присутствующее рядом с вами и все обо всем знающее. Каждый дом превратится в подобие муравейника, где все вещи-мураши усердно служат своему повелителю, где все делается на благо одного-единственного человека — тебя, Хозяин, великий муравьиный царь.

"Мы пережили две революции, — отмечают эксперты. — Вначале была промышленная революция; мы научились быстро и эффективно изготавливать любые товары. Во второй половине прошлого века произошла информационная революция; теперь мы можем легко накапливать огромные объемы информации и передавать ее со скоростью света. И вот наступает время новой революции — "третьей революции", которая соединит достижения двух предыдущих революций и научит обмениваться информацией любые предметы". Мир виртуальной реальности соединится наконец с реальным, окружающим нас миром. "Умные вещи хотят общаться друг с другом!" Чем не девиз завтрашнего дня? "Третья революция", "третий день творения" мира Его величеством Человеком, "вдохнет жизнь" в окружающие нас вещи, наделит их умом. И сотворит Человек по образу Своему все предметы вокруг.

Известно ведь, что почти все сведения об окружающем мире мы получаем и обрабатываем бессознательно. Это происходит непрерывно. Почему же мы добиваемся, чтобы компьютер получал информацию скудными, отрывочными порциями, ждал, когда ее вложат в него? А что вы сами будете знать о мире или даже об этой комнате, если, усевшись в ней, закроете глаза и уши и станете часами ждать, пока сердобольный помощник не подойдет к вам и не снимет на минуту повязку с ваших глаз? Пролетит еще несколько часов, он опять на минуту снимет повязку… Серия бессвязных картин — вот, что запечатлеет ваш мозг. Так же ущербен был до сих пор и компьютер. Пусть же электронные метки (единая машина, разъятая на множество частей) сами без всяких команд примутся собирать информацию, пусть они обмениваются ею, делают выводы, апеллируют к вам. Пусть они опережают ваши желания, а не дожидаются отданных им команд. Пусть они предусматривают все до мелочей, ну а уж о большом, глобальном, вечном позаботимся мы сами!

Начало этой революции положило появление микросхем RFID — радиочастотных идентификаторов. Они снабжены миниатюрными антеннами, которые принимают направленные сигналы передатчиков и — в ответ — транслируют свой код. Этого достаточно, чтобы молниеносно справиться в банке данных о том, где был изготовлен данный товар, где он хранился и обрабатывался или каков срок его годности. В эти микросхемы (специалисты называют их транспондерами) могут быть встроены многочисленные сенсоры, которые измеряют температуру и влажность, вибрацию и освещенность, а также с помощью системы глобальной навигации определяют местонахождение предмета.

Итак, главная цель — добиться того, чтобы знать о любом товаре гораздо больше, чем может поведать обычный штрихкод. Данные микросхемы очень дешевы; их можно разместить на любом предмете. Подделка практически невозможна. Для них обычно не требуется батареек — они активируются в электромагнитном поле, которое создается считывающим устройством (активные RFID-метки обладают собственным источником питания, но такие метки стоят намного дороже, а у батарей ограничено время работы).

Представим себе полки магазина, в котором все товары снабжены электронными метками. Возьмем любой из них — например, бутылку вина. Она не только "знает", на каком винограднике был собран урожай или к каким блюдам лучше всего подходит это вино, но и сообщит, при какой температуре оно лежало на складе и сильно ли трясло бутылку, когда ее везли в магазин.

Особенно эффективно использование данных микросхем в промышленности, при хранении и транспортировке изделий, — специалисты говорят о "революции в логистике". Весь технологический процесс — от изготовления товаров и их складирования вплоть до доставки клиенту — можно проконтролировать. Считывание информации с электронных меток — в отличие от считывания штрихкода — осуществляется автоматически. Изделие с меткой не нужно подносить к сканеру (в 2007 году фирма "Хитачи" продемонстрировала микросхему, радиус считывания которой равен нескольким сотням метров). Как только перемещаемый товар достигает той или иной узловой точки в транспортной сети, он сам сообщает об этом. После этого товар доставляется в нужном направлении по кратчайшему маршруту. Многочисленные операции, производимые по старинке, почти вручную, и требующие огромного числа документов — описей, накладных и т.п., — будут предельно автоматизированы. Благодаря этим меткам можно также контролировать состояние товаров, проданных покупателям, и своевременно проводить профилактическое обслуживание.

С внедрением электронных меток в быт отпадет и необходимость стоять в очереди в кассу магазина. Достаточно выйти из торгового зала с тележкой,наполненной продуктами или другими товарами, как электронная система на выходе сканирует ценники на покупках и снимет нужную сумму с кредитной карточки, которой рано или поздно всем нам придется обзавестись. Никаких очередей; никакой ненужной траты времени.

Так что название "Интернет вещей" хоть и пользуется популярностью, но немного неточно. В данном случае главная идея заключается не в том, что все окружающие нас предметы будут связаны глобальной Сетью, а в том, что все они получат свои идентификационные номера — свои уникальные электронные номера, зная которые, мы можем проследить, что происходит именно с этим предметом, в каких условиях он находится и в каком режиме работает, или можем даже изменить заданную программу.

Технология RFID, как и традиционный Интернет, тоже была изначально разработана военными. В годы Второй мировой войны она помогала нашим союзникам отличать вражеские самолеты от своих собственных. Прошло почти полвека, прежде чем на новом витке технологического развития вспомнили о схеме, позволяющей предельно точно выделить одно-единственное изделие в бесконечномряду ему подобных, дать ему неповторимое Имя, пусть и состоящее из незримых "электронных" цифр. В конце концов, предметы обретут "голос" и своего рода умение чувствовать. Начнутся разговоры вмиг поумневших вещей. Благодаря электронным меткам они будут обмениваться важной информацией друг с другом.

Йогурт признается холодильнику, что срок его годности скоро истечет. Отвертка, забытая авиамехаником в двигателе самолета, непременно подаст голос перед стартом. Коробка конфет, оставленная на столе, заметит, что предельный показатель влажности воздуха превышен, и кондиционер автоматически среагирует на ее жалобу. Датчики на трамвайных остановках сообщат, сколько времени осталось до прибытия очередного рейсового транспорта. На каждом шагу нашими главными помощниками станут безжизненные вещи.

Руководители концерна "Филипс" отозвались о новой технологии, как о "волшебной формуле удобного шопинга". Пробные эксперименты, проводившиеся, например, при участии известного торгового концерна "Метро", показали, что предметы повседневного пользования, снабженные миниатюрными сенсорами, действительно могут хранить в памяти информацию и обмениваться ею бесконтактным способом.

Ведущие позиции в разработке "Интернета вещей" занимают Массачусетский технологический институт (США), Политехнический институт (Цюрих, Швейцария), японский университет Кейо, Аделаидский университет (Австралия), корейский университет ICU и китайский университет Фудань. У нас в стране, к сожалению, об этой перспективной технологии почти не говорится в средствах массовой информации, ведь нам объявлено свыше: "Видим "наука", понимаем "нанотехнология" (sic: поэт = Пушкин, книга = "Муму"). Как сообщает "Википедия", "на данный момент в России технология RFID в целом малоизвестна, а случаи внедрения — единичные". Можно отметить, что в Санкт-Петербурге с помощью RFID автоматизирована библиотека восточного факультета СПбГУ, а в Москве этой системой оснащен Дом украинской книги имени Леси Украинки.

А ведь информационные технологии — многомиллиардный рынок завтрашнего дня. Здесь найдется место еще одному Биллу Гейтсу — тому, кто первым задаст стандарты "умных вещей", соединит в единую информационную сеть все вокруг нас. По оценке аналитиков Deutsche Bank Research, к 2010 году емкость рынка RFID-систем составит 22 миллиарда евро по сравнению с 1,5 миллиардами евро в 2004 году.

"Сегодня компьютеры слепы, технология RFID научит их видеть, — говорит один из ее разработчиков, Кевин Эштон. — С ее помощью можно научить общаться друг с другом любые предметы. Нам нужен Интернет вещей. Вот что определит развитие информатики в ближайшие полвека".

Конечно, есть немало технических вопросов, которые еще предстоит решить, но уже сейчас понятно, что появление "умных вещей" разительно изменит нашу жизнь, и речь не только о стоянии в очередях или страданиях бедного йогурта. Примеры можно множить и множить. Скажем, ключи уже не удастся так легко потерять, как это бывает теперь. Прикрепленная к ним микросхема сама определит свои координаты и поможет отыскать дорогую пропажу. Автомобили, словно приставленные к вам агенты страховых компаний, будут педантично извещать те самые страховые компании о любом превышении скорости, приучая вас образцово ездить даже по пустынным трассам. С другой стороны, те же микросхемы заставят автомобили, движущиеся навстречу друг другу, корректировать курс — так что привычка обгонять впереди идущий транспорт по встречной полосе отойдет в прошлое.

"Постепенно нас окружат крохотные компьютеры, вездесущие, как пылинки, — рисует картину не столь отдаленного будущего американский исследователь Марк Уайзер. — Они станут снабжать нас самой разнообразной информацией. Например, оконное стекло, пусть оно и закрыто шторой, подскажет мне, кто прошел мимо дома, сосед или незнакомец. Утром, спрыгнув с софы, я не стану нащупывать выключатель — свет загорится сам. И не только в спальне. Мой дом заучит мои привычки. Он запомнит, куда я имею обыкновение заходить поутру, и везде-то он включит свет. Лет через двадцать исчезнет множество теперешних бытовых неудобств. Люди XXI века не поймут, как мы обходились без помощи электронных слуг".

"Говорят, в пятидесятые годы люди не запирали ни двери домов, ни автомобили, — вторит ему коллега, Томас Циммерман. — Когда-нибудь снова так и будет. Мы вернем людям свободу. Вопросами безопасности займутся умные вещи".

Однако нет недостатка и в мрачных сценариях. Например, террористы могли бы направленным сигналом, наоборот, сбивать транспортные средства с верного курса, заставляя их сталкиваться друг с другом. Случайные неполадки электроники приводили бы к непредсказуемым последствиям: например, обнуляли счет на вашей кредитной карточке, мешали вам войти в собственный дом или блокировали двигатель автомобиля, словно вы только и делали, что ездили, не считаясь с правилами — и попробуйте опровергнуть завравшегося электронного очевидца! А вдруг — случайный или умышленный — сбой приведет к утрате всей информации о товарах, что хранилась в компьютерах крупного склада или магазина? Вот уж путаницы будет!

А если предметы начнут связываться друг с другом буквально за нашей спиной? Примутся перехватывать сигналы, посланные другими вещами, или обмениваться информацией, хранящейся в их памяти? Рано или поздно мы перестанем контролировать эти процессы. Наши умные вещи самоорганизуются, образуют локальные сети, которыми мы окажемся окружены. Это лишь на первый взгляд кажется, что их "Интернет" мало чем будет отличаться от традиционного. Опыт показывает, что со временем найдутся совершенно новые — и неожиданные — возможности применения этой незримой инфраструктуры, которая сплетет в одну громадную Сеть все предметы, что окружают нас в наших жилищах, в наших городах — всюду! У этой Сети, возможно, возникнет свой собственный разум. Выпутаться из таких тенет людям будет нелегко.

Но все же пока главные враги новой технологии — металл и вода. Эти материалы экранируют радиоволны, мешая передаче информации. Нередко, если считывающие устройства расположены рядом, они затрудняют работу друг друга — их надо разносить на некоторое расстояние. Именно по этой причине "Интернет вещей" вряд ли станет явью в ближайшие годы. Во многих случаях введение электронных меток оказывается бессмысленным с экономической точки зрения. Привычный штрихкод зачастую лучше и дешевле. Особенно же огорчительно, что потенциальные покупатели неприязненно относятся к применению необычных микросхем, которые без специальных приборов не обнаружить. Часто никаких разумных объяснений этому не находится, но "покупатель всегда прав". По словам эксперта, "первоначально мы планировали, что уже в 2008 году начнется широкое внедрение в жизнь технологии RFID, однако теперь вынуждены признать, что даже в ближайшие пять лет мы не продвинемся дальше отдельных опытов".

Очевидно, данная технология войдет в наш обиход примерно к 2020 году. Если, конечно, можно доверять мнениям экспертов в такой области, как футурология. В 1997 году, например, в США по заказу Association for Computing Machinery был составлен прогноз развития средств связи. В нем даже не упоминалась возможность доступа в Интернет с помощью мобильных приборов, например, сотовых телефонов или ноутбуков! Сама история вновь и вновь учит нас, что на прогнозы, сделанные лучшими экспертами, не очень-то следует полагаться — развитие технической мысли идет своим непредсказуемым путем (см. "ЗС", 8/03).

Интернет глазами экологов

Интернет создает виртуальные миры, но потребляет реальную энергию. Ее расходуют миллионы компьютеров, подключенных в эту минуту к Сети, и конечно же серверы. Так, в 2001 году, по данным немецкого Института климата, экологии и энергии, все серверы и персональные компьютеры Германии израсходовали 6,8 миллиардов киловатт-часов электроэнергии. Согласно прогнозу данного же института, в 2010 году эта цифра достигнет уже 31,3 миллиардов киловатт-часов, что составит примерно шесть процентов всего количества электроэнергии, израсходованной жителями Германии.

Чем быстрее и эффективнее работают серверы, тем больше энергии они поребляют; кроме того, они вырабатывают некоторое количество тепла, а значит, помещения, где установлены серверы, должны быть оборудованы кондиционерами. За каждым сайтом в Интернете скрывается свой сервер; за самыми популярными сайтами — порой множество серверов. Так, поисковая система Google, по данным на середину 2007 года, располагала примерно 450 тысячами серверов.

В интервью Wall Street Journal руководитель финансового отдела другой поисковой компании — Yahoo — отметил, что от 20 до 50 процентов расходов любого вычислительного центра — это расходы на электроэнергию. Крупный вычислительный центр потребляет примерно столько же электричества, сколько небольшой городок с населением, например, в 20 тысяч человек.

Сотрудник Берклийской лаборатории Джонатан Куми подсчитал в прошлом году, сколько энергии потребляет весь Интернет. Получилось 123 миллиарда (!) киловатт-часов, причем за период с 2000-го до 2005 года пользователи Интернета стали потреблять вдвое больше энергии. Для выработки такого количества энергии требуется 14 электростанций мощностью в 1000 мегаватт.

Кстати, если бы фон интернетовских сайтов изменился с белого на черный, то хотя бы одну электростанцию удалось "спасти". Сайт с белым фоном потребляет 74 ватта, а с черным фоном — 59 ватт. Как показывают расчеты, изменив фон страниц — правда, к неудовольствию пользователей, — компания Google сэкономила бы 3000 мегаватт-часов электроэнергии.

Но все-таки плюсы и минусы вовсе не так очевидны. Интернет ведь и экономит энергию. Благодаря ему отпадает необходимость в рассылке миллионов писем и фотографий, в производстве миллионов компакт-дисков и DVD-дисков и, разумеется, в их транспортировке.



 
gornostaykaДата: Понедельник, 16.06.2008, 18:47 | Сообщение # 3
Верховный маг форума.
Группа: Администратор
Сообщений: 6100
Награды: 28
Репутация: 47
Статус: Offline

УГРОЖАЕТ ЛИ КОНКУРЕНЦИЯ "ЖЕЛЕЗНЫХ МОЗГОВ" ЖИВЫМ ЛИТЕРАТОРАМ?

Впервые автором романа о любви стал не человек, а компьютер. Книгу, которая готовится к изданию в Петербурге, изучила корреспондент "Недели" Татьяна Максимова.

Поиски идеального писателя

Весь текст романа компьютер написал за трое суток - без передышки. Ну чем не идеальный писатель? По крайней мере среди людей такие уникумы - чтоб без обеда, ужина и сна! - не встречаются.

Собственно, с этой потребности - найти идеального исполнителя - все и началось. Хотя нет, вначале было слово. Его произнес на рабочей планерке главный редактор питерского издательства "Астрель" Александр Прокопович. "Вот уж чего читателю сегодня явно не хватает, - сказал он, - так это хорошего романа про любовь!" На той же планерке постановили, что название у книжки будет - "Настоящая любовь", качество - супер, продаваемость - влет!

Но кто напишет книгу? Среди постоянных авторов издательства талантов с "любовным уклоном" не наблюдалось. Заказать на стороне? Сложно. У каждого писателя свой конек: то детектив, то историческая тема, то личное, наболевшее (такой по заказу работать не будет). В общем, думали-думали и решили заказать роман компьютеру.

В итоге получилась книжка, на обложку которой без ложной скромности поместили надпись: "безупречный роман".

Между Платоновым и Мураками

Объем "безупречного романа" - около трехсот страниц. Жанр - драма, переходящая в трагедию. Место действия - маленький остров. Время - очень похожее на наши дни. Восемь персонажей на положении курортников - Анна Каренина, Каренин, Вронский, Долли и Стива Облонские, Левин, Китти и некто господин Икс. Хотя нет, есть еще девятый персонаж - Море, оно органично участвует в действии, а его характер и настроения выписаны компьютером особенно любовно.

При чем здесь Лев Толстой? По убеждению издателей, "Анна Каренина" - лучший любовный роман всех времен и народов. Потому эту книгу и предложили компьютеру в качестве образца. В железные мозги заложили статистическую выборку из классического текста - все, что касалось "личных дел" главных героев, их лексики, привычек, характеров, внешности.

Зато сюжет будущей книжки не должен был иметь ничего общего с классикой. Издатели придумали главные события и через программу предложили их компьютеру.

Кстати о программе. Над ее созданием работали восемь приглашенных издательством программистов из Петербурга и Израиля. Терпение и труд потребовались нешуточные. По ходу дела пришлось менять сюжет и дорабатывать программу - первая версия романа, выданная компьютером, производила, мягко говоря, тяжелое впечатление. И только вторая версия - с учетом корректировки сюжета и программы - оказалась пригодной для редакторской правки.

Сами издатели результатом довольны. Считают, что у Льва Толстого хватило бы чувства юмора посмеяться над всей этой затеей и оценить литературный стиль - его сгенерировал компьютер после "переваривания" тринадцати образцов прозы разных писателей - от Андрея Платонова до Харуки Мураками.

Чего стоил язык любви

В конечном счете "безупречный роман" обошелся издательству недешево. Это на выдачу текста компьютер потратил трое суток, а всего на выпуск книги ушло полтора года. Помимо программистов над "Настоящей любовью" работала команда редакторов - тоже восемь человек.

- С позиций редакторского труда проект получился гораздо более затратным, чем если бы мы работали с живым автором, - признается Александр Прокопович. - В тексте, который выдал компьютер, нам пришлось поднимать уровень языка. То есть здесь была даже не редактура, а литературная обработка.

Заслуги компьютера не следует ни преувеличивать, ни умалять. Он выполнил ровно ту задачу, которую перед ним ставили. А главенствовал, безусловно, человеческий фактор.

- Знаете, это как в сельском хозяйстве, - рассуждает редактор. - Кто выращивает картошку - комбайн или фермер? Комбайн, конечно, сильно облегчает процесс. Но главный - все-таки фермер!

Что известно о компьютере-писателе

Компьютерная программа PC Writer 1.0, разработанная в питерском издательстве - продукт эксклюзивный. Это первая ласточка, способная, как уверяют разработчики, "создать текст литературного произведения по всем классическим канонам на основе следующих исходных данных: сюжет любого романа-повести-рассказа или оригинальный синопсис; образец стиля писателя; время и место действия".

Какое будущее у программы? Говорить рано. Не исключено, что она канет в Лету как опытный "сырой" продукт. Однако вполне возможно, что усовершенствованная ее версия поступит в продажу, и профессиональный литератор сможет воспользоваться ею для облегчения своего труда, скажем, компьютер легко - по заданным условиям - сочинит фрагмент прозы с описанием весеннего леса или дождливой погоды.

Как реагируют на конкурента писатели

Угрожает ли конкуренция "железных мозгов" живым литераторам? Сегодня вряд ли. Более того, к примеру, модный питерский писатель Илья Стогов считает, что книжки, написанные компьютером, поспособствуют улучшению дел в книгоиздательском бизнесе: компьютерный роман по качеству точно будет не хуже многих книг-однодневок, и таким образом "макулатура" с рынка начнет вытесняться.

А известный писатель Виктор Ерофеев и вовсе двумя руками за эксперимент, открывающий в литературе неизведанные дали. "Не надо обрывать компьютеру руки!" - призывает он.

"Я убийственно серьезна, милый"

Отрывок из компьютерного романа "Настоящая любовь" -
Вокруг только чертово море и чертовы камни... И в таком унылом месте мне придется тебя убить, - сказала она.

Они сидели на самом берегу, поставив шезлонги так близко к воде, что волны, тяжело и неуклюже, словно беременные тюлени, выползавшие на берег, почти касались их ног. Заходящее солнце окрасило бледно-розовым цветом подбрюшья облаков, низко нависших над серой водой. Кое-где еще виднелись белые барашки, но было ясно, что шторма, которого они ожидали весь день, не будет.

- Хотя в каком-то смысле этот пейзаж подходит почти идеально. Предштормовое море и пустынный каменистый берег. Ты будешь живописно смотреться с раскинутыми руками, у самой кромки воды, когда первые лучи холодного осеннего солнца коснутся твоего бездыханного тела. Милый, такой прекрасной смертью ты можешь исправить свою никчемную жизнь. Ты не умрешь от пошлого и скучного рака простаты в вонючей палате, хотя такого конца заслуживаешь больше. Я тебя любила, поэтому подарю тебе замечательную смерть. В расцвете сил, на берегу этого великолепного моря. К тому же, что немаловажно, свидетелей здесь днем с огнем не сыщешь. Идеальное место. Зря я грешила на унылость камней.

- Это не самый лучший твой монолог. И не самая лучшая твоя шутка, - сказал он.

- Я не уверена, что это шутка. Знаешь, милый, вот это как раз то, в чем я совсем не уверена. Поразмысли над ситуацией сам и поймешь, что причин для веселья у меня попросту нет. Я убийственно серьезна, милый.

"Уехал! Но чем же кончил он с нею?"
Отрывок из "Анны Карениной" Льва Толстого

"Ах, оставьте, оставьте меня!" - сказала она и, вернувшись в спальню, села опять на то же место, где она говорила с мужем, сжав исхудавшие руки с кольцами, спускавшимися с костлявых пальцев, и принялась перебирать в воспоминании весь бывший разговор. "Уехал! Но чем же кончил он с нею? - думала она. -- Неужели он видает ее? Зачем я не спросила его? Нет, нет, сойтись нельзя. Если мы и останемся в одном доме - мы чужие. Навсегда чужие!" - повторила она опять с особенным значением это страшное для нее слово. "А как я любила, боже мой, как я любила его! Как я любила! И теперь разве я не люблю его? Не больше ли, чем прежде, я люблю его? Ужасно, главное, то..." - начала она, но не докончила своей мысли, потому что Матрена Филимоновна высунулась из двери.

Ларс фон Триер уже привлекал к съемкам машину вместо оператора

Год назад знаменитый экспериментатор и провокатор Ларс фон Триер выпустил комедию "Самый главный босс". Герой картины, владелец маленькой фирмы Равн, души не чает в своих подчиненных, а те отвечают ему взаимностью. Этой идиллии ничто не мешает, так как все непопулярные решения в компании якобы исходят от "самого главного босса", который живет в Америке и в Дании никогда не появлялся...

На деле никакого "самого главного босса" нет. Все решает Равн. Но однажды его уловка перестает действовать: мрачный исландец, которому датчанин хочет продать свою фирму, вычитал в "Эдде", что "сделки можно заключать лишь с первым лицом", а значит, подписывать контракт должен "самый главный босс". На эту роль Равн приглашает актера-неудачника, и тот неплохо справляется со своей задачей.

На съемках картины фон Триер, как и Равн, решил снять с себя полномочия самого главного босса, принимающего на площадке все решения, а значит, несущего за них ответственность. Часть своих обязанностей, в частности управление камерой, режиссер переложил на компьютер. Фильм снимался по технологии Automavision: оператор выбирал наилучшее статичное положение камеры, нажимал кнопку, а затем в процесс включалась программа, которая, исходя из заданных настроек, выбирала параметры съемки.

В результате нередко выяснялось, что наиболее предпочтительным вариантом машине показался тот, где у актера отрезано полголовы, зато ящик для бумаги снят в выгодном ракурсе. Как признался Триер, труднее всего им пришлось в зоопарке: пока компьютер настраивался, слон уходил из кадра.

Фильм получился. Впрочем, это вовсе не доказывает, что суперсовременная электронно-вычислительная машина способна снимать кино без участия человека. Скорее, это Ларс фон Триер может выдавать шедевры даже стоя в тазике с бетоном. На дне водоема, конечно.

Артемий Котов, преподаватель Открытого института лингвистики РГГУ:
"Поэт-машина уже в прошлом"

"Общая идея искусственного интеллекта состояла в том, чтобы сделать компьютер, который ведет себя как человек. Это так называемый "критерий Тьюринга" - когда человек в общении с машиной не может понять, общается ли он с программой, или с человеком.

К искусственному интеллекту отнеслись в свое время с большим энтузиазмом: начали делать автоматические модели доказательства теорем.

Есть современная попытка - создать эмоциональный интерфейс. Раньше этого пытались достичь на логических механизмах и доказательствах. Чем человек отличается от нечеловека - тем, что человек может логически доказать, если так, то вот так... Поэтому все внимание уделяли логике. Теперь переключились на эмоции: человек может еще и пугаться или неодобрительно смотреть на кого-то.

В рамках этих исследований занимались автоматической обработкой текстов. Одной из задач был машинный перевод, реферирование, т.е. составление дайджестов текстов. Технологии, которые используются сейчас, скорее не лингвистические, а статистические.

Лингвистические - это когда мы, например, моделируем сюжет, структуру каждого предложения и то, как они выводятся из сюжета. Скажем, герой романа попадает в передрягу, а потом с этим борется, а потом женится. Эти сюжетные мотивы вычленял Пропп в волшебной сказке. А теориями того, как конкретная структура предложения выводится из сюжета, в частности, занимался Александр Жолковский.

Но более или менее успешно используются теории статистические: например, компьютер с большой памятью запоминает, что если у Толстого в одном предложении встретилось слово "дерево", то в следующем будут "листья". То есть делается предположение, что такие предложения обычно рядом друг с другом. На этой основе можно выстроить цепочки предложений, но эта последовательность не будет содержать никаких сложных структур. В 1970-80-е было много попыток писать стихи при помощи компьютера, рифмуя кровь и любовь. Уже лет 20, как на все это махнули рукой.

По-видимому, написание романа в петербургском издательстве тоже было основано на статистических алгоритмах. С точки зрения свежести идеи, это середина ХХ века, с точки зрения попытки создать нечто подобное - 1970-е годы, а вот продать результат - уже новинка XXI века".

Пять самых ярких достижений искусственного разума

Наталия Киеня

1. Сочиняет стихи. В 2002 году в Государственной Третьяковской галерее выступал компьютер "Кибер-Пушкин 1.0 beta". Программа российских компьютерщиков создавала стихи. Правда, весьма туманные по смыслу и с чудовищными орфографическими ошибками: "Гаснут кромкой фонари \ Раскудахталась позёмка \ Жёхлый вальс листок любви \ Распласталась грёз катомка".

2. Не проигрывает в шашки. В июле 2007 года в Канаде была создана Chinook - непобедимая программа для игры в шашки. 50 компьютеров почти 20 лет анализировали 50 миллиардов шашечных позиций и все возможные варианты окончания игры. Наконец программа научилась из любой игровой ситуации находить выход, приводящий к победе или к ничьей. Теперь обыграть ее невозможно.

3. Побеждает шахматных гроссмейстеров. 26 ноября 2006 года компьютер выиграл у человека и в шахматы. Жертвой искусственного разума пал российский гроссмейстер международного класса, абсолютный чемпион мира Владимир Крамник. Программа Fritz 10 поставила знаменитому шахматисту мат, хотя казалось, что Крамник, игравший черными фигурами, владел инициативой. Но на 34-м ходу чемпион ошибся, и вместо того чтобы атаковать королем белого коня, сыграл ферзем. Машина просчета не простила.

4. Оживляет Джоконду. В сентябре 2006 года компьютерная программа проанализировала длину лица и рук Моны Лизы и выяснила, что ее рост - 168 см. Затем компьютер воссоздал форму черепа изображенной на картине дамы и смоделировал ее голос. Портрет произнес: "Я Мона Лиза. Моя истинная сущность сокрыта тайной".

Программа также выяснила, какие эмоции выражает загадочная улыбка Джоконды. Дама с картины Леонардо да Винчи была на 83% счастливой, на 9% - испытывающей чувство отвращения, на 6% - испуганной и на 2% - злой.

5. Переводит с собачьего языка. В начале этого года венгерские ученые объявили о том, что создали компьютерную программу, способную перевести собачий лай на человеческий язык. Она различает шесть эмоциональных состояний: одиночество, игра, погоня за мячом, драка, встреча с незнакомцем, радость от предстоящей прогулки. Правда, пока компьютер распознает правильно лишь 40% реакций.

Научный взгляд_Петр Образцов

Думают ли писатели?

Еще лет 40 тому назад было опубликовано стихотворение, якобы написанное тогда еще примитивным компьютером. Компьютер "знал" несколько наиболее простых правил - прилагательное перед существительным, расположение наречия, времена. Получилось примерно следующее (это перевод): "Когда слепо плыл сон / По разбитым надеждам / Космос с болью сочился / Над разбитой любовью / Был из скрытных людей / Свет твой медленно изгнан / И небо не спало".

Впрочем, вскоре выяснилось, что это мистификация и стихи написали хохмачи-математики, работавшие над проблемой искусственного интеллекта - проблемой, как вскоре выяснилось, принципиально неразрешимой из-за невозможности определения интеллекта. Похожая проблема "думают ли животные?" возникала и у антропологов. Сначала считалось, что человек разумный отличается от неразумного животного тем, что использует орудия. Сбивающая палкой бананы горилла с легкостью опровергла эту теорию. Пошли дальше - разумный хомо использует орудия для изготовления орудий (неандерталец заостряет каменный нож другим камнем). Нашлись калимантанские сойки, которые счищают острой ракушкой кору с веточек, которыми они выгоняют насекомых из дупла.

Конечно, можно сделать и следующий шаг - орудия для изготовления орудий для изготовления орудий, но это уже напоминает советскую промышленность, в которой болты и гайки шли на изготовление станочков для изготовления станков. А на этих станках вытачивали детали для больших станков, на которых изготавливали болты и гайки для первых станочков. (Две трети стали, выплавлявшейся в СССР в рекордных количествах, шло на производство шагающих экскаваторов для добычи железной руды, из которой эта сталь и выплавлялась).

Так что вопрос "может ли машина мыслить?" до сих пор остается без ответа - в применении к литературе Илья Ильф острил в своих записных книжках про типографскую машину, которая сама "печатает, сброшюровывает, переплетает - и прочитывает книгу". Современные технологии позволяют дополнить этот ряд на начальном участке - "пишет, печатает и т.д." Но удивляться этому не стоит - давным-давно сам великий Тьюринг сказал, что он поверит в машинный разум, если в течение десятиминутного разговора по телефону не поймет, кому он позвонил - человеку или машине? Подсказки, разумеется, запрещались. Задача была решена не математиками, а лингвистами - на первое же "алло!" машина безошибочно отвечала: "А что, вы в этом уверены?" На последующее изумленное "разумеется, а кто это?" машина выдавала также универсальное "это еще как сказать!". И так она продержалась в течение 11 минут и не была разоблачена!

А проблема компьютерной конкуренции писателям может быть рассмотрена и "с другой стороны". Книжки известной рублевской дамочки, а также кулинарные руководства "обедающей дома" жены собственного продюсера наглядно свидетельствуют, что если машина и не может мыслить как человек, то обратная проблема уже решена.



 
ВитёкДата: Воскресенье, 22.06.2008, 11:53 | Сообщение # 4
Путешественник
Группа: Проверенные
Сообщений: 98
Награды: 4
Репутация: 8
Статус: Offline
Я согласен, будущее наступило. Но мне оно представлялось более светлым. Хотя, и на самом деле, неплохое. Просто хочется лучшего, чем есть. Но делается оно нашими и не нашими, к сожалению, руками.

Фома неверящий
 
Литературный форум » Мир вокруг нас » Компьютеры и интернет » Всемирная сеть. Будущее наступило?
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:





Нас сегодня посетили