Литературные узоры

Пятница, 29.03.2024, 09:44

Приветствую Вас Заглянувший на огонёк | RSS | Главная | Учебник поэта. - Страница 3 - Литературный форум | Регистрация | Вход

Последние ответы форума
Тема Дата, Время Автор Раздел
Россия и мы. 27.03.2024, 20:39 gornostayka Политика
Читать
Поэзия для... эстрады 09.03.2024, 17:09 fokus Его Величество - ПОЭЗИЯ.
Читать
C 8 Марта! 08.03.2024, 21:59 gornostayka Поздравления
Читать
С Днём защитников Отечества! 23.02.2024, 19:57 gornostayka Поздравления
Читать
Хлебный мякиш 21.02.2024, 22:58 fokus Лебединое перо
Читать
С днём российской науки! 08.02.2024, 21:44 gornostayka Поздравления
Читать
С Новым годом! 13.01.2024, 22:47 gornostayka Поздравления
Читать
С ПРАЗДНИКОМ РОЖДЕСТВА! 07.01.2024, 21:46 gornostayka Поздравления
Читать
ГОЛАЯ ВЕЧЕРИНКА 28.12.2023, 18:47 Юнона Политика
Читать
Зима! 03.12.2023, 22:23 gornostayka Поздравления
Читать
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 3 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
Модератор форума: gornostayka, Andre  
Литературный форум » Территория творчества » Его Величество - ПОЭЗИЯ. » Учебник поэта.
Учебник поэта.
gornostaykaДата: Четверг, 22.10.2009, 20:16 | Сообщение # 31
Верховный маг форума.
Группа: Администратор
Сообщений: 6268
Награды: 29
Репутация: 47
Статус: Offline
Белый стих

Еще одной разновидностью стиха, отошедшей (хоть и в меньшей степени) от канонов стихосложения стал белый стих. На слух он более приятен, чем верлибр, ибо отброшена в нем сущая мелочь - рифма. Метрическая организация осталась неизменной - при прочтении одноразмерных стихов с рифмой и без, дискомфорта от перехода не ощущается. Белым стихом написаны многие сказания и авторские стилизации под них. Для иллюстрации приводится небольшой отрывок из сказки Геннадия Апановича:

Наступило красно утро
В середине где-то марта,
А по тропочке средь леса
Добрый молодец идет.
Он ходил в далеки страны,
Повидал немало дива
И теперь спешит вот к дому
Через десять целых лет.
Соловьишка песнь выводит,
Счет годам ведет кукушка,
Ну а думы все Еремы
К родной горнице летят...


 
gornostaykaДата: Четверг, 22.10.2009, 20:18 | Сообщение # 32
Верховный маг форума.
Группа: Администратор
Сообщений: 6268
Награды: 29
Репутация: 47
Статус: Offline
Стихи в прозе

Под занавес рассмотрим промежуточную художественную форму между свободным стихом и прозой - стихи в прозе. Это произведение поэтическое по содержанию и прозаическое по форме (в начале 20 века его однозначно относили в поэзии). Как правило, в стихах в прозе есть размер. Сейчас такие стихи несколько подзабылись, а ведь еще М.Ю.Лермонтов писал:

"Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю о вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею!.."


 
gornostaykaДата: Суббота, 24.10.2009, 01:30 | Сообщение # 33
Верховный маг форума.
Группа: Администратор
Сообщений: 6268
Награды: 29
Репутация: 47
Статус: Offline
Требования к слогу писателя

Настоящий раздел сконструирован на основе цитат и выдержек из книги: Учебный курс Теории Словесности для средних учебных заведений, сост. Н.Ливанов: изд. восьмое, С-Пб, 1910

Наши читатели смогут сами определить, на сколько за 90 прошедших лет шагнули взгляды и воззрения на элементы изящной словесности.

Слог каждого писателя, независимо от формы речи (прозаическая она или поэтическая) и таланта писателя, должен отличаться:
1) правильностью; 2) ясностью; 3) точностью и 4) чистотой.

Правильность речи

Правильною называется речь, согласная с законами родного языка и правилами грамматики. Частое нарушение правил грамматики в речи называется безграмотностью. Синтаксическим ошибкам (в сочетании слов) в стилистике усвоено название солецизмов. Солецизмы допускаются, главным образом, вследствие незнания законов родного языка. Весьма часто, напр., допускаются погрешности против правил сокращения придаточных предложений (напр.: вошедши в комнату, мне захотелось сесть).

Хоть я и не пророк,
Но видя мотылька, что он вкруг свечки вьется,
Пророчество почти всегда мне удается,
Что крылышки сожжет мой мотылек.

(Крылов)

Нередко солецизмы вкрадываются в речь при переводах с иностранных языков. В этих случаях солецизмам усваиваются особые названия, смотря по языку, из которого взят оборот: галлицизм - оборот французского языка (сделать свое состояние); германизм - немецкого (это хорошо выглядит); латинизм - латинского (государство, от великих историков прославленное) и т.д.

Примечание. Солецизм - название случайное: греки, жившие в городе Соли, афинской колонии, вследствие постоянного общения с туземцами, употребляли обороты разных языков.


 
gornostaykaДата: Суббота, 24.10.2009, 01:39 | Сообщение # 34
Верховный маг форума.
Группа: Администратор
Сообщений: 6268
Награды: 29
Репутация: 47
Статус: Offline
Точность речи

Точность речи. Состоит в полном соответствии употребляемых слов тем понятиям, которые хотел бы выразить писатель. Особенно точность речи нарушается при употреблении слов синонимических.

* Синонимы
* Плеоназмы
* Тавтология
* Параллелизмы

Синонимы

Синонимы. В языке много слов, выражающих сходные, но не одни и те же понятия. Таким словам присвоено название синонимических. Синонимических слов в языке много. Напр.: старинный и ветхий, радость и восторг, страх и ужас, путь и дорога, смотреть и видеть и проч. и проч. Чтобы избежать неточности при употреблении синонимических слов, необходимо вдумываться в смысл каждого слова.

Плеоназмы

Плеоназмы. Стремление как можно точнее выразить мысль, при плохом знании языка или при недостаточной вдумчивости в смысл употребляемых слов, часто служит причиной так называемых плеоназмов, т.е. переполнения речи словами и целыми выражениями, ненужными для смысла речи. Напр.:

"Есть люди, обладающие характером положительным, практическим, деловым, житейским, расчетливым. Такие люди не любят теоретических тонкостей, не пускаются в умозрения, не вдаются в отвлеченности".

Здесь много лишних слов и целых выражений, которые можно исключить без всякого ущерба для точности речи. Плеоназмы иногда намеренно допускаются, когда, во избежание недоразумений, требуется с особенной точностью обозначить, что следует подразумевать под известными словами. Очень часто плеоназмы встречаются в народной, разговорной речи и в поэтических произведениях (особенно в народной поэзии), где они сообщают особенную убедительность речи и способствуют более живому изображению предмета. Напр.:

я видел это собственными своими глазами;
"свищет соловей он по соловьиному";
"О, поле, поле! кто тебя усеял мертвыми костями?"

Тавтология

Тавтология. Особый вид плеоназма представляет тавтология, т.е. повторение того, что выражено одним словом, посредством другого синонимического или происходящего то того же корня слова. Напр.:

оставили ту сторону пустой и незанятой;
он имел обычай обыкновенно это делать.

Тавтология, представляя в прозаической речи неприятное переполнение ее ненужными словами, в поэтических произведениях нередко сообщает особенную выразительность речи. Очень часто тавтология встречается в народной поэзии. Таковы, напр., выражения: сиднем сидеть; отправиться в путь-дорогу и т.п.

Параллелизмы

Параллелизмы
. Целые тавтологичные предложения называются параллелизмами. Таковы выражения:

будь бережлив, не трать лишнего;
он не хотел простить меня, не хотел оказать своей милости, не хотел помиловать.

В поэтическим произведениях встречаются параллелизмы, которые состоят из предложений, соответствующих одно другому по форме выражений. Напр.:

В своих палатах белокаменных
Устроил Садко по небесному:
На небе солнце - и в палатах солнце;
На небе месяц - и в палатах месяц;
На небе звезды - и в палатах звезды.

Такие параллелизмы не только не вредят точности речи, но способствуют живому и наглядному представлению сопоставляемых предметов и явлений.


 
gornostaykaДата: Суббота, 24.10.2009, 01:46 | Сообщение # 35
Верховный маг форума.
Группа: Администратор
Сообщений: 6268
Награды: 29
Репутация: 47
Статус: Offline
Чистота речи

Чистота речи. Чистою называется речь, состоящая из коренных русских слов и оборотов, которые употребляют для выражения мыслей самые лучшие писатели. Их слог называется современным и литературным. Погрешности против современного литературного слога, вредящие чистоте речи, состоят в неумеренном и неразумном употреблении: а) архаизмов, б) неологизмов, в) варваризмов, г) провинциализмов и д) слов народных (простонародных).

* Архаизмы
* Неологизмы
* Варваризмы
* Провинциализмы
* Слова народные (простонародные)

Архаизмы

Архаизмы. Язык каждого народа незаметно, но постоянно изменяется: одни слова и обороты выходят из употребления, другие вновь появляются. Слова и обороты, вышедшие из употребления, и называются архаизмами (примеры архаизмов: пря - спор, свара - ссора, печальник - заступник, приклад - пример и др.). Архаизмы вообще употреблять не следует. Но умелое употребление их позволительно и желательно:
а) в сочинениях исторических, так как употребление слов и оборотов, которые употреблял когда-то народ, способствует более наглядному представлению описываемой эпохи;
б) в сочинениях религиозного характера, так как русский народ привык выражать религиозное чувство на языке славянском (язык архаический), на славянском языке он читает Библию, на этом же языке изложены все общеупотребительные молитвы.

Неологизмы

Неологизмы. Вновь являющиеся слова в языке называются неологизмами. Появление новых слов в языке вызывается постепенным развитием народа. Являются у народа новые понятия, нужны и слова новые для их выражения (построили железные дороги, у народа явилось слово "чугунка"; в сербскую войну явилось слово "доброволец"). Чаще всего новые слова вносят в язык даровитые писатели. Раз употребленное новое слово повторяется другими, входит в лексикон языка и перестает считаться неологизмом. Неологизмы в языке необходимы, но часто пытаются ввести неудачные неологизмы. Шишков (современник Карамзина) вздумал было ввести новые слова: ость (центр), добледушие (героизм), баснословие (мифология), лицедей (актер), краснослагатель (оратор) и др., но их не стали употреблять представители литературы. Такие неологизмы называют неудачными и употреблять их не следует.

Варваризмы

Варваризмы. Тою же потребностью отчасти, какою вызываются неологизмы, обусловливается появление в языке варваризмов, т.е. слов иностранных. При появлении нового понятия, не заботятся о производстве нового слова из корней родного языка, а берут готовое слово из другого языка. Иногда это бывает хорошо и необходимо, потому что выразительное слово другого языка становится достоянием всего образованного человечества (название изобретений: телефон, фонограф, микрофон и т.п.). Но часто без нужды употребляются варваризмы, когда есть вполне соответствующие слова в родном языке (променад - прогулка, вояж - путешествие, виктория - победа и т.д.).

Провинциализмы

Провинциализмы, т.е. слова областные. Язык, вследствие особенности в условиях народной жизни, дробится на наречия и говоры (новгородский, саратовский и т.д.; главные говоры - московский и петербургский). В каждом наречии, в каждом говоре есть слова непонятные или малопонятные жителям других мест. Напр.: в Сибири - варнак (беглый), буран (метель), реветь (звать), векша (белка); на Дону - казань (ведро) и т.д. Таким словам и присвоено название провинциализмов. Употреблять их следует только в сочинениях, касающихся жизни известной местности, но и в этих случаях следует пояснять их смысл в скобках или примечаниях.

Слова народные (простонародные)


Слова народные (простонародные).
Язык с появлением письменности распался на устный-разговорный (народный) и книжный (литературный), который выработали лучшие писатели. Литературный язык, благодаря различным условиям, сделался богаче разговорного количеством слов, разнообразнее оборотами и благозвучнее по общему строю. Следует выражать мысли языком литературным, но и в народном языке есть много выразительных слов и оборотов (у Крылова: светик, голубчик, скворушка, дух, хвать и др.). Такими словами и оборотами не только можно, но и должно пользоваться, как пользовались им Крылов, Кольцов, Пушкин, Лермонтов и др., и этим способствовали сближению литературного языка с народным. Вредит чистоте речи употребление только так называемых вульгаризмов: рыло (лицо), треснуть(ударить) и т.п.


 
gornostaykaДата: Воскресенье, 25.10.2009, 20:22 | Сообщение # 36
Верховный маг форума.
Группа: Администратор
Сообщений: 6268
Награды: 29
Репутация: 47
Статус: Offline
Изобразительность речи

Настоящий раздел сконструирован на основе цитат и выдержек из книги:
Учебный курс Теории Словесности для средних учебных заведений, сост. Н.Ливанов: изд. восьмое, С-Пб, 1910

Наши читатели смогут сами определить, на сколько за 90 прошедших лет шагнули взгляды и воззрения на элементы изящной словесности.

Правильность, ясность, точность и чистота - это, как замечено ранее, такие свойства речи, которым должен отличаться слог каждого писателя, независимо от формы речи. Существенное свойство поэтической формы выражения мыслей составляет изобразительность, т.е. употребление таких слов и оборотов, которые возбуждают в воображении читателя наглядное представление или живой образ предметов, явлений событий и действий. Изобразительности речи способствуют:
1) эпитеты;
2) сравнения;
3) тропы;
4) фигуры.

Эпитеты

Под эпитетами в широком смысле понимаются все грамматические определения и приложения (человек - добрый, путь - далекий). Но в строгом смысле эпитетами называются только такие определения, в которых указываются свойства предметов, производящие на человека особенно сильное впечатление. Напр.: море - синее, поле - чистое, береза - кудрявая, леса - зеленокудрые. Такого рода эпитеты называются украшающими. Эпитеты в речи способствуют живому и картинному изображению предметов, указывая на самые характерные их внутренние и внешние признаки. ...Кроме прилагательных, эпитетами могут быть: а) существительные (Волга - матушка, рожь - кормилица), б) существительные с прилагательными (Владимир - красное солнышко, Москва - золотые маковки), в) качественные наречия (ласково - приветствовать, сладко - спать).
Постоянные эпитеты. В народных произведениях известные слова постоянно сопровождаются одними и теми же эпитетами. Такие эпитеты называются постоянными: солнце красное, месяц ясный, добрый молодец, могучие плечи, красна девица, щеки алые, брови черные, уста сахарные, море синее, поле чистое и т.д.


 
gornostaykaДата: Воскресенье, 25.10.2009, 20:26 | Сообщение # 37
Верховный маг форума.
Группа: Администратор
Сообщений: 6268
Награды: 29
Репутация: 47
Статус: Offline
Сравнения

Сравнением называется сопоставление одного предмета с другим, сходным с ним в какой-либо черте, с целью вызвать более живое и яркое представление о предмете. Напр.:

И шел, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

(Лермонтов)

В сравнении обыкновенно менее известное поясняется через более известное, неодушевленное через одушевленное, отвлеченное через материальное. Примеры обыденных сравнений: сладкий, как сахар; горький, как полынь; холодный, как лед; легкий, как пух; твердый, как камень и т.п.

И погнувшись изба,
Как старушка, стоит.

(Кольцов)

Словно как мать над сыновней могилой,
Стонет кулик над равниной унылой.

(Некрасов)

Уж близок полдень. Жар пылает.
Как пахарь, битва отдыхает.

(Пушкин)

Отрицательные сравнения. Особый вид сравнений представляют так называемые отрицательные сравнения, которые особенно часто встречаются в народных произведениях. В них сопоставляются два сходных между собою предмета, но в то же время указывается, что эти предметы не одно и то же (отрицается тождество сходных предметов).

Не белы снеги забелелись:
Забелелись каменны палаты.

Не былинушка в чистом поле зашаталася:
Зашаталася бесприютная головушка...

Что не ласточки, не касаточки
Вкруг гнезда увиваются:
Увивается тут родная матушка;
Она плачет - как речка льется.

Отрицательные сравнения встречаются и в художественной литературе:

Не серна под утес уходит,
Орла заслышав тяжкий лет:
Одна в сенях невеста бродит,
Трепещет и решенья ждет.

(Пушкин)



 
gornostaykaДата: Воскресенье, 25.10.2009, 20:38 | Сообщение # 38
Верховный маг форума.
Группа: Администратор
Сообщений: 6268
Награды: 29
Репутация: 47
Статус: Offline
Тропы

Тропы (греч. tropos - оборот).
Весьма многие слова и целые обороты часто употребляются не в собственном их значении, а в переносном, т.е. не для выражения обозначаемого ими понятия, а для выражения понятия другого, имеющего какую-нибудь связь с первым. В выражениях: человек улыбается, - идет, - хмурится, все слова употреблены в собственном значении; в выражениях же: утро улыбается, дождь идет, погода хмурится, глаголы употреблены в переносном смысле, для обозначения действий и состояний природы, а не человека. Все вообще слова и обороты, употребляемые в переносном смысле, и называются тропами.

Виды тропов. По различию оснований для употребления слов в несобственном смысле, тропы делятся на несколько видов: а) метафора, б) аллегория, в) олицетворение, г) метонимия, д) синекдоха, е) гипербола, ж) ирония.

* Метафора
* Аллегория
* Олицетворение
* Метонимия
* Синекдоха
* Гипербола
* Ирония

Метафора

Метафорой называются слова, употребляемые в переносном значении на основании сходства впечатлений от разных предметов. Напр.: звуки текущего ручейка напоминают лепет ребенка, на этом основании говорят: ручей лепечет; шум бури напоминает вой волка, поэтому говорят: буря воет. Таким путем в метафоре переносятся: а) свойства одушевленного предмета на неодушевленный (вещественный и абстрактный); напр.: лес призадумался, совесть скребет сердце, б) или свойства неодушевленного вещественного предмета переносятся на одушевленный и абстрактный. Напр.: железный человек, черствая душа.

Аллегория

Аллегорией называется распространенная метафора. В метафоре переносное значение ограничивается одним словом, в аллегории же оно распространяется на целую мысль и даже на ряд соединенных в одно целое мыслей. Примеры кратких аллегорий представляют пословицы: "На обухе плетью рожь молотит (скупой)"; "Слово молвит - рублем подарит (разумный)". Более сложный вид аллегорий представляют басни и притчи. Некоторые произведения поэтов - аллегорического характера ("Пророк" Пушкина).

Олицетворение

Олицетворение, как и аллегория, основывается на метафоре. В метафоре свойства одушевленного предмета переносятся на неодушевленный. Перенося одно за другим на неодушевленный предмет свойства предметов одушевленных, мы постепенно, так сказать, оживляем предмет. Сообщение неодушевленному предмету полного образа живого существа и называется олицетворением.
Примеры олицетворений:

А и горе, горе, гореваньице!
А и лыком горе подпоясалось,
Мочалами ноги изопутаны.

(Народная песня)

Олицетворение зимы:

Идет седая чародейка,
Косматым машет рукавом;
И снег, и мразь, и иней сыплет,
И воды претворяет в льды.
От хладного ее дыханья
Природы взор оцепенел...

(Державин)

Ведь уж осень на двор
Через прясло глядит.
Вслед за нею зима
В теплой шубе идет,
Путь снежком порошит,
Под санями хрустит...

(Кольцов)

Метонимия

Метонимией называется троп, в котором одно понятие заменяется другим на основании тесной связи между понятиями. Тесная связь существует, напр., между причиной и следствием, орудием и действием, автором и его произведением, владельцем и собственностью, материалом и сделанной из него вещью, содержащим и содержимым и т.д. Понятия, состоящие в подобной связи, и употребляются в речи одно вместо другого. Напр.:

1. Причина вместо следствия: огонь истребил деревню
2. Орудие вместо действия: какое бойкое перо!
3. Автор - произведение: читаю Пушкина
4. Владелец - собственность: сосед горит!
5. Материал - вещь: весь шкаф занят серебром; "не то на серебре, на золоте едал"
6. Содержащее - содержимое: обед из трех блюд; я две тарелки съел.

Синекдоха

Синекдохой называется троп, в котором одно понятие заменяется другим на основании количественного отношения между понятиями. Количественное отношение существует между частью и целым, единственным и множественным числом, определенным и неопределенным, между родом и видом. В речи и употребляется:
а) часть вместо целого: семья состоит из пяти душ, "Уж постоим мы головою за родину свою".
б) единственное число вместо множественного и наоборот: "Отсель грозить мы будем шведу", неприятель показался.

Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана...

(Лермонтов)

"Пожарские, Минины, Дионисии, Филареты, Палицыны, Трубецкие и множество
других верных сынов России... стекаются, ополчаются, гремят и Москву от
бедствий, Россию от ига иноплеменных освобождают."

("Опыты" - Перевощикова)

в) определенное вместо неопределенного: "Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов"; по поверхности степи брызнули миллионы разных цветов.
г) род вместо вида: "Прекрасное светило простерло блеск свой по земле"

Антономасия - особый вид синекдохи, состоящий в замене нарицательного имени собственным: он настоящий Крез(богач), Геркулес(силач), Чичиков(прохвост) и т.п.

Гипербола

Гипербола и литота. Гипербола состоит в чрезмерном, иногда до неестественности, увеличении предметов или действий, с целью сделать их более выразительными и через это усилить впечатление от них: безбрежное море; на поле битвы горы трупов. Державин следующими чертами изображает подвиги Суворова:

Вихрь полуночный - летит богатырь!
Тьма от чела его, с посвиста пыль!
Молнии от взоров бегут впереди,
Дубы грядою лежат позади.
Ступит на горы - горы трещат;
Ляжет на воды - бездны кипят;
Граду коснется - град упадает,
Башни рукою за облак кидает.

Литота - столь же чрезмерное уменьшение: это не стоит выеденного яйца; его от земли не видать (малорослого).

Какие крохотные коровки!
Есть, право, менее булавочной головки!

(Крылов)

Ирония

Ирония. Намеренное употребление, для выражения насмешки, слов с противоположным значением тому, что желает сказать человек. Напр.: глуповатому говорят: умница! шаловливому ребенку: скромный мальчик! В басне Крылова лиса говорит ослу: "Отколе умная бредешь ты, голова?" В "Песне про купца Калашникова" Грозный такими словами изрекает смертный приговор:

А ты сам ступай, детинушка,
На высокое место лобное,
Сложи свою буйную головушку.
Я топор велю наточить-навострить,
Палача велю одеть-нарядить,
В большой колокол прикажу звонить,
Чтобы знали все люди московские,
Что ты не оставлен моей милостью...

Сарказм - язвительная насмешка, соединенная с негодованием или презрением. У Пушкина в "Борис Годунов" Шуйский говорит о Борисе:

Какая честь для нас, для всей Руси!
Вчерашний раб, татарин, зять Малюты,
Зять палача, и сам в душе палач,
Возьмет венец и бармы Мономаха!


 
gornostaykaДата: Воскресенье, 25.10.2009, 20:45 | Сообщение # 39
Верховный маг форума.
Группа: Администратор
Сообщений: 6268
Награды: 29
Репутация: 47
Статус: Offline
Фигуры

Фигуры (от лат. figura - изображение). Фигурами называются такие обороты речи, в которых писатель, под влиянием волнующих его чувств, отступает от строя обыкновенных выражений. Возникая под влиянием сильно возбужденного чувства писателя, фигуры в читателе пробуждают соответствующее настроение. Виды фигур:

* Обращение или апострофа
* Повторение
* Усиление или градация
* Противопоставление или антитеза
* Умолчание
* Восклицание

Обращение или апострофа

Обращение или апострофа.
Эта фигура является у сильно взволнованного человека, когда он под влиянием чувства обращается в форме вопроса или восклицания к Богу, к предметам неодушевленным, к отсутствующим или мертвым и т.п. Напр.:

О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас?

(Пушкин)

Ах ты, поле мое, поле чистое!
Ты раздолье мое широкое!

(Народная песня)

Скажи мне, ветка Палестины,
Где ты росла, где ты цвела?

(Лермонтов)


Повторение

Повторение. Фигура повторения является, когда мысль автора особенно занята каким-нибудь предметом, и он обнаруживает это в речи, повторяя несколько раз одно слово или целую картину.

Вырыта заступом яма глубокая.
Жизнь невеселая, жизнь одинокая,
Жизнь бесприютная, жизнь терпеливая,
Жизнь, как осенняя ночь, молчаливая, -
Горько она, моя бедная, шла...

(Никитин)

Усиление или градация

Усиление или градация
. Усиление состоит из расположения мыслей в порядке их важности, силы и убедительности. " Я этого не говорил, даже не писал: не только не писал, но и не был в посольстве; мало того, что не был в посольстве, но и не давал совета фиванцам". Демосфен (речь "О венке").

Противопоставление или антитеза

Противопоставление или антитеза. Состоит в сопоставлении совершенно противоположных предметов или явлений, с целью сильнее подействовать на душу человека быстрой сменой противоположных впечатлений.

Где стол был яств, там гроб стоит;
Где пиршеств раздавались крики,
Надгробные там воют лики...

Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь - я раб, я червь - я Бог.

(Державин)

Умолчание

Умолчание. Состоит в опущении слов и целых предложений, и является тогда, когда у взволнованного человека быстро сменяется одно чувство другим, быстро следует одна мысль за другою, и он не успевает облекать их в словесную форму.

После предложения Гаврилы Пушкина Басманову перейти на сторону самозванца, у Басманова душевное волнение выразилось в такой форме:

Опальному изгнаннику легконас еще в сей жизни? Чего мы не навлекли на себя? Каких еще не понесли мы наказаний от Бога? Не была ли пленена земля наша? Не были ли взяты города наши? Не в короткое ли время отцы и братья наши пали мертвы на земле?" (2-е слово Серапиона, еп. влад.)

Восклицание

Восклицание. Писатель выражает сильно волнующие его чувства, прерывая восклицаниями последовательное течение мысли. Ломоносов в оде "На восшествие на престол Елизаветы Петровны" речь о делах Петра Великого вдруг прерывает восклицанием:

Но ах, жестокая судьбина!
Бессмертия достойный муж,
Блаженства нашего причина,
К небесной скорби наших душ,
Завистливым отторжен роком...

Эпитеты, тропы и фигуры являются в речи сами собой, под влиянием живости воображения, силы испытываемых впечатлений и глубины переживаемых чувств. Без этих условий, сколько бы ни старались мы украшать речь образными выражениями, мы ничего не достигнем, а только сообщим речи крайне неприятную напыщенность.


 
Original_British_BoyДата: Вторник, 25.05.2010, 21:52 | Сообщение # 40
Мастер слова. Лауреат литературных конкурсов.
Группа: Проверенные
Сообщений: 1045
Награды: 13
Репутация: 21
Статус: Offline
Ой, мама... Мне лучше из этой темы делать ноги, пока меня здесь не съели*

Совершенно не умею писать по учебникам(


Мам, мне уже 15 лет, можно я буду ходить на каблуках, в мини-юбке и краситься? - Ну, не знаю, сынок , не знаю...
 
gornostaykaДата: Вторник, 25.05.2010, 21:54 | Сообщение # 41
Верховный маг форума.
Группа: Администратор
Сообщений: 6268
Награды: 29
Репутация: 47
Статус: Offline
Original_British_Boy,
А ты не пиши по учебникам, ты по ним консультируйся. AllSmail142


 
gornostaykaДата: Суббота, 02.02.2013, 23:30 | Сообщение # 42
Верховный маг форума.
Группа: Администратор
Сообщений: 6268
Награды: 29
Репутация: 47
Статус: Offline
Основы стихосложения - обычные заблуждения начинающих поэтов.
Основы стихосложения - обычные заблуждения начинающих
Тимофей Бондаренко

Здесь я кратко изложу свои наблюдения над стихами
начинающих авторов.

Заблуждение номер один -
-к поэзии собственно не относящееся.
Это о том, что авторы склонны верить в исключительность
своих чувств и переживаний.
Стихи обычно начинают писать на почве каких-то личных
переживаний, как правило, любовных.
И путают необычайность своих переживаний для самого себя
с необычайностью для мира.
В мире ничто не ново. И множество людей в этом мире
переживали то же самое, и не менее остро и глубоко, чем вы.
А может и в десять раз сильнее. Кто-то даже наверняка, а не "может".
И вовсе не обязательно писали стихи.
Поэтому само по себе сообщение окружающим о подобных
вещах не может никого поразить. Ну бывает, ну и что...
И автору не стоит обижаться, когда читатель просто молчит
или пожимает плечами, говоря - эка невидаль.
И не стоит обольщаться, если кто-то хвалит просто потому,
что он тоже переживал что-то подобное.

Заблуждение номер два -
(а по важности для новичков даже скорее один)
автор воображает, что если он испытывал при написании своего
стиха некие чувства, то и читатель при прочтении должен
испытывать то же самое.
Или, иначе говоря, что достаточно при написании испытать
некие чувства, чтобы они автоматически оказались выражеными
в стихе.
Люди путают ПЕРЕЖИВАНИЕ неких чувств и УМЕНИЕ ИЗЛОЖИТЬ их.
Увы, это ДАЛЕКО НЕ ОДНО И ТО ЖЕ.
Самая величественная музыка, звучащая в вашей душе,
не имеет никакого значения, если вы не можете сыграть или
хотя бы записать ее.
Самая замечательная картина, реально или в мыслях, виденная вами,
останется только достоянием вашей памяти, если вы не умеете
держать кисть в руках.

ПОЭТ - ЭТО ТОТ, КТО УМЕЕТ ТАЛАНТЛИВО ПИСАТЬ СТИХИ.
И не более.
Безотносительно даже к тому, что он там переживает.
Человек, чьи видения в 10 раз более убоги, чем ваши,
как художник неизмеримо выше вас, если он прекрасно владеет
кистью, цветом, перспективой, композицией и т.д., а вы - нет.
Любой актер вам скажет: актерское мастерство - это умение
выражать чувства, а не проживать их.
Да вспомните - нигде не воевавший Высоцкий сумел написать
куда более проникновенные вещи, чем очень многие из тех,
кто прошел войну.
Конечно же, спору нет, кастрат, даже очень талантливый,
вряд ли напишет что-то путнее про любовь.
Естественно, пишущий должен иметь жизненный и чувственный опыт.
Но далеко не только глубина и объем этого опыта определяют
насколько удачными окажутся стихи.
Есть еще чисто профессиональные факторы - талант и ремесленное
умение.

Стихи - это то что находится на бумаге -
а никак не то, что находилось в голове и душе у того кто их писал.
И уж совсем не то что он реально испытал и пережил.
Нередкие самооправдания - да стихи неумелые, но зато какие чувства
они выражают. Автор не замечает, что он невольно лжет.
Не "выражают", а "пытаются выразить"! В этом-то все дело!
Это только детей принято хвалить за хорошие намерения.
А со взрослого человека спрос - за то, что сделано.
Важно, сколько поднял штангист, а не сколько собирался.

Писание стихов конечно не стоит сводить только к ремеслу.
Но НИКАКАЯ ГЛУБИНА ЧУВСТВ АВТОРА НЕ МОЖЕТ ЗАМЕНИТЬ
МИНИМУМА РЕМЕСЛЕННОГО УМЕНИЯ.
Бах, не умеющий играть на органе, остался бы просто придурком
местного масштаба.
Поймите, это так же смешно, как желание выставлять свои
картины на всеобщее обозрение, человека не умеющего рисовать,
и не желающего учиться.
Остап Бендер со своим "сеятелем" понимал-то, что он не художник.
А в стихосложении подобную хрень иногда на полном серьезе
пытаются преподнести.
В конце концов, если не умеете писать стихи, и не хотите
учиться этому, то почему бы не перейти на прозу?

Другое, схожее заблуждение -
что в стихах достаточным является то, что они
"выражают чувства"
Рычание, мычание и бормотание - хотя вполне спосбны
передавать эмоции (и даже очень хорошо) - к искусству
не относятся.
Основных эмоций не так уж много, и здесь ничего нового
не изобретешь.
Важно не только чувство само по себе, но и то,
кто его испытывает, чем оно вызвано, как конкретно выражается,
как все это описано и подано...
Здесь очень важны оттенки...
И кроме того, человеческие переживания никак не сводимы
к простым эмоциям. Тем более к простым животным чувствам.

Третье заблуждение -
Можно сказать, противоположного плана.
Это святая вера в то, что ВСЕ поэтическое умение
сводится только к умению запихать слова в строчки
и снабдить (желательно не "глагольными") рифмами.
Для начинающих это действительно, пожалуй самое трудное.
И в процессе длительного освоения формируется впечатление,
что это и есть умение писать стихи.
Но нельзя же всерьез сводить только к этому!
И на этой почве живет и процветает огромное количество
графоманов.
Они искренне считают, что раз размер и рифма есть, то это - стихи.
А даже с точки зрения ремесленной - это далеко не вся поэтическая
техника!
Надо еще уметь увидеть или сконструировать образ,
умение заставить его (как и другие приемы) работать
на идею стиха, умение пользоваться сравнениями, эпитетами....
Умение построить сюжет, умение грубо говоря,
расставить все орудия на нужные позиции и заставить
стрелять согласованно в одном направлении и залпом, а не вразброд.
Не меньше чем умение придумывать важно умение
беспощадно отсекать все лишнее.
Наконец умение работать со звуком стиха, стилистикой...
Да в конце концов просто следить за осмысленностью
и понятностью своей речи.
А с точки зрения содержания - да даже виртуозные, но пустопорожние
стихи интересны разве что для профессионалов, с точки зрения
практической иллюстрации каких либо формальных идей и приемов.

Четвертое заблуждение
- очень нередкое у новичков.
Они воображают, что достаточно того, что стих понятен им самим.
А кто честно говорит что не понимает - придурак жизни.
Автор может был бы и прав, если бы дело касалось вещей,
которые при некотором напряжении мозговых извилин можно
вывести из самого стиха или из жизненого опыта.
Но автору почему-то и в голову не приходит , что читатель не обязан
знать его биографию, привычки, жизненные обстоятельства,
жизненную философию, и даже его жаргон.
Тем более читатель не обязан телепатически угадывать, что автор
хотел бы подразумевать под тем или иным невнятным выражением.
Автор, написавший "это не рот, а кровавая рана..." ,
получив отзыв "А что, героиня кактус сосала?" должен винить
себя, а не пошляка-рецензента.
Неважно, что вы имели в виду - важно, что вы написали.
И прямо противоположное - из той же серии:
авторы невразумительных стихов принимают за чистую монету
уверения хвалильщиков, что они там что-то "поняли".
В большинстве случаев оказывается вообще невозможным выяснить,
что там "понял" читатель. А во многих других - выясняется,
что разные читатели воспринимают стих по-разному.
И автор вместо того чтобы догадаться, что написал очень невнятно,
начинает даже гордиться "многогранностью" своего произведения.

И наконец еще одно заблуждение -
впрочем опять не собственно поэтическое.
Это свойственно пожалуй всем молодым и начинающим.

Дурацкое представление об искусстве вообще.

НИКТО НИГДЕ НЕ ЖДЕТ И НЕ ЖАЖДЕТ ВАС УСЛЫШАТЬ!
Никто не рвется издавать ваши откровения.
Никому вы не нужны со всеми вашими заморочками.
Даже если вы талантливы как Лермонтов или Есенин,
никто нигде не ждет вас с распростертыми объятиями.
Тепленькие ниши давным-давно уже заняты,
и никто не жаждет уступить вам свое место у теплой кормушки.
Никто просто так не собирается вас возводить в герцоги от поэзии.
Даже если вы трижды заслуживаете этого.
Да будь вы действительно гениальны, вам много лет надо
будет учиться, пробиваться, находить своего читателя....
А если вы не гений - то тем более.
Любая область искусства - это порядочный гадюшник,
а вовсе не милая приятельская компания единомышленников,
куда принимают всех желающих.
Да даже в достойных компашках - неприятие новичков - это норма.
И нормальная норма. Почему тебя должны встречать на ура?
Ты постарайся, докажи что действительно достоин.
Не верьте в сказочки о мгновенных гениях.
Тем более в сказочки о легком и мгновенном признании
со стороны коллег.
Ведь скольких людей в искусстве по-настоящему признали
только после смерти....

Глядя на удачливых бездарей, не огорчайтесь.
Мир всегда был таким.
Первыми у кормушки (даже виртуальной, не говоря о реальной)
оказываются не самые талантливые, и даже не самые ремесленно
сильные, а самые проворные, самые оборотистые,
умеющие где надо подлизать, где надо - укусить, втереться
в фавор к тем, кто что-то решает, организовать группу заединщиков...
Не верьте во всякие "фабрики звезд" - это все грандиозные нае#аловки.
И реальный поиск реальных талантов и их воспитание
организаторов таких шоу мало волнует.
Так же как и организаторов различных стихотворных конкуров и номинаций.
Один цирк с "конкурсом" на новый текст гимна страны чего стоит!

Поэтому не стоит обижаться на судьбу.
И тем более ждать и требовать каких-то гарантий.
Отбросьте психологию детей. Это родители обязаны опекать вас.
А взрослым людям за просто так - никто ничего не должен.
Ни по жизни ни в искусстве.
Любите искусство в себе, и немножко себя в искусстве.
Учитесь не только писать стихи, но и пристраивать их.
Конечно же, я не призываю к беспринципности, и тем более к подлости.
Но если даже не пытаться как-то продвигать свои стихи,
то глупо ждать что вас заметят.
Дикинсон могла бы остаться и безвестной...
(американская поэтесса, которая при жизни практически ничего
не публиковала)

Будьте готовы к длинной и трудной дороге, которая скорее
всего ни к каким сияющим вершинам вас не приведет.
Как сказали бы китайцы, главное - следовать своему пути.
И уже за одну эту возможность благодарить небо.
А вообще -
Искусство требует жертв.
И жертвой должен быть автор, а не его читатели и коллеги.

© Copyright: Тимофей Бондаренко, 2003

http://my.mail.ru/communi....DCF1A97


 
gornostaykaДата: Суббота, 02.02.2013, 23:40 | Сообщение # 43
Верховный маг форума.
Группа: Администратор
Сообщений: 6268
Награды: 29
Репутация: 47
Статус: Offline
В этот час гений садится писать стихи.
В этот час сто талантов садятся писать стихи.
В этот час тыща профессионалов садятся писать стихи.
В этот час сто тыщ графоманов садятся писать стихи.
В этот час миллион одиноких девиц садятся писать стихи.
В этот час десять миллионов влюблённых юнцов садятся писать стихи.
В результате этого грандиозного мероприятия
Рождается ОДНО стихотворение.
Или гений, зачеркнув написанное,
Отправляется в гости.
Д. Самойлов.


 
Литературный форум » Территория творчества » Его Величество - ПОЭЗИЯ. » Учебник поэта.
  • Страница 3 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
Поиск:





Нас сегодня посетили