Ангелология. От греч. angelos – «ангел» и logos – «учение», т. е. ангелология – учение об ангелах. В его основе лежит Божественное Откровение, содержащее сведения о духовном мире. Служение ангелов
В Божественном Откровении постоянно подчеркивается служебная миссия ангелов. Об этом свидетельствует уже само название «ангел» (греч. – angelos), т. е. вестник. Оно указывает не на природу существа, носящего это название, а на род его служения. Ангелы, по ап. Павлу, «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение»
Они служат Богу, воспевая песнь, предстоят пред Богом, когда Он объявляет Свою волю, являются по повелению Божию для помощи человеку или для его наказания, объявляют будущие судьбы народу и приносят Богу его молитвы
Явления ангелов сопровождают многие евангельские события: архангел Гавриил передает благую весть Захарии и Деве Марии, ангелы славословят Рождество Христово, помогают Спасителю в Его гефсиманском борении, возвещают о Его Воскресении, разъясняют апостолам смысл Вознесения Иисуса Христа.
Наконец, охраняя Церковь, они продолжают под водительством архистратига Михаила брань, ведущуюся от начала времен против сатаны, а в конце времен будут сопровождать Христа во время Его Второго пришествия. Между миром земным и миром небесным существует глубокая молитвенная связь. Ангелы служат Богу и участвуют в богослужении Церкви.
Происхождение ангелов
Ангельский мир сотворен Богом, потому что «Им создано всё, что на небесах и на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли,– все Им и для Него создано» Упоминаемые здесь престолы, господства, начальства (начала) и власти являются ангельскими чинами и входят в состав небесной иерархии. Косвенное свидетельство о создании Богом ангелов многие святые отцы усматривают в 1-м стихе 1-й гл. кн. Бытия («В начале сотворил Бог небо и землю»), где под «небом» они разумеют мир ангельский, а под «землей» – мир вещественный.
Относительно времени создания ангелов в Библии нет прямых указаний. Большинство святых отцов считают, что ангелы сотворены до создания вещественного мира.
Предположение о том, что ангельский мир появился еще до создания человека, выводится из факта искушения первых людей. Поскольку Адама и Еву искушал в образе змея падший ангел, следов., не только создание ангелов, но и падение части их произошло до появления человека (Aug. De Gen. imp. XI 16).
Природа ангелов
Если о служении ангелов в Божественном Откровении содержится много сведений, то об их природе в нем почти ничего не сказано. «Вид и определение» ангельской сущности, по замечанию прп. Иоанна Дамаскина, «знает один только Создатель»
В своем служении ангелы обнаруживают себя как разумно-свободные существа, носящие в себе образ Божий Священное Писание называет их «духами» и относит к «невидимому» миру. В святоотеческой литературе и в литургических текстах ангелы определяются как «бесплотные духи», что находит основание в словах Христа «дух плоти и костей не имеет».
То, что ангелы не имеют «плоти и костей», т. е. человеческого или животного тела, не подвержены плотским нуждам, не подвластны физическим и физиологическим законам, в христианстве признается всеми. Но имеют ли они к.-л. др. тело? На этот вопрос даются разные ответы. Многие отцы Церкви утверждают, что ангелы не являются существами «чисто духовными», и признают некую ангельскую телесность.
Идея же бестелесности ангелов получила широкое распространение в Западной Церкви и в конце концов, по замечанию В. Н. Лосского, восторжествовала там вместе с томизмом (Догматическое богословие. Начиная с XVII в. под влиянием введенного Декартом противопоставления «протяженной субстанции» и «мыслящей субстанции» развитие этой идеи было продолжено, в результате чего ангельская природа стала восприниматься как явление «мыслящей субстанции», которая совершенно отделена от субстанции «протяженной».
Феофан объясняет и др. места из творений святых отцов, где говорится о телесности ангелов, и в частности из «Духовных бесед» прп. Макария Великого: «Всякая тварь: и ангел, и душа, и демон по собственной природе своей есть тело, потому что, хотя и утончены они, однако же в существе своем, по отличительным своим чертам и по образу, соответственно утонченности своего естества суть тела тонкие, тогда как... наше тело в существе своем дебело» (Macar. 4. 2). В то же время сам еп. Феофан в цитируемом сочинении пишет: «Действительность их (ангелов.– М. И.) непременно должна проявляться где-либо. Они существуют где-либо, но не занимают пространства» (С. 174). Правда, несколько позже он скажет, что ангелы, «не оформляясь в пространстве... не имеют очертаний. Не имея очертаний, не имеют вида» (Там же). Существовать где-либо и в то же время не иметь очертаний – это, пожалуй, наиболее трудное место в представлениях свт. Феофана о природе ангелов. Указание на местопребывание, хотя и неопределенное («где-либо»), ангельской природы должно было бы предполагать наличие у нее «очертаний», что в свою очередь открывало бы возможность для постановки вопроса о некой телесности ангелов, хотя и не подчиненной, по справедливому замечанию еп. Феофана, пространству, т. к. пространство – это категория не духовного, а вещественного мира. Однако свт. Феофан, вопреки мнению многих отцов Церкви, не видит никакой возможности для постановки такого вопроса.
Ангельская природа не подчинена законам физиологии И хотя в Книге Товита сказано, что невесту Товии «любил демон», этот библейский текст, по свидетельству толкователей, повествует не о плотской любви демона, а о его диавольской ненависти. Такую ненависть проявляют к человеку злые духи, именуемые в аскетической литературе «бесами блуда».
Мнение о возможности половых связей между ангелами и людьми было распространено среди некоторых отцов и учителей Др. Церкви. В соответствии с этим мнением они толковали, напр., следующий библейский текст: «Когда люди начали умножаться на земле, и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал... В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим...»
В этом тексте под «сынами Божиими» они понимали ангелов, поскольку ангелы в Священном Писании действительно иногда называются «сынами Божиими». Такое довольно странное представление об ангелах было навеяно языческой мифологией, в соответствии с которой и философ Платон, напр., производил от сожительства богов с людьми героев, а также апокрифической литературой. Отцы Церкви, известные своими экзегетическими трудами, под «сынами Божиими» разумеют благочестивое племя «сифитов»: при исчислении потомства Сифа в Быт во главе племени поставлено имя Бога, при Еносе люди этого племени «начали призывать имя Господа [Бога]» – сифиты представляются, т. о., как бы «детьми Бога»
Поскольку ангелы не имеют физиологических потребностей, они не нуждаются в вещественной пище. И хотя манна, которой еврейский народ питался во время своего пребывания в пустыне, названа в Псалтири «хлебом ангельским», это выражение не следует понимать буквально. Блж. Феодорит считает, что «ангельским» хлеб (т. е. манна) назван потому, что «при служении ангелов дарована манна. А естество бесплотное не имеет нужды в пище». Эта же пища названа «хлебом небесным», поскольку символизировала собой помощь свыше, оказываемую народу в трудных условиях его кочевой жизни. Не нуждаясь в вещественной пище, ангелы пребывают в блаженном созерцании Бога, «насколько для них возможно,– пишет прп. Иоанн Дамаскин,– и имеют это пищею».
Возможности ангельской природы ограниченны. И хотя она превосходит природу человека «крепостью и силою» и позволяет совершать необычные действия (за одну ночь ангел уничтожил все войско ассирийцев, а при воскресении Иисуса Христа «сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег», тем не менее ангелы не постигают Божественной сущности, которую знает только Сам Бог ср., напр: «Серафимы... покрывая верхними крыльями мнимые свои лица, нижними же ноги, а находящимися по обе стороны летая, знаменуя этим изображением, как истолковали богоносные отцы, что нет возможности ни для какого созданного естества, хотя бы оно было и ближайшее, постигнуть что-либо из сокровенных и непостижимых таин бесконечно высочайшего Божественного и блаженного естества», и даже могут не знать будущего, если оно не будет им открыто Богом. Ангелам неизвестно время Второго пришествия Иисуса Христа. Искупление человеческого рода, совершенное Спасителем, для них является тайной, в которую они желают проникнуть, причем постижение этой тайны совершается ими «через Церковь». Обобщая отмеченные библейские свидетельства, еп. Феофан Затворник замечает: «Ангелы, в блаженном созерцании Божества сущии, конечно, знают многие из тайн премудрости Божией, но не все, а (лишь те), какие бывают им открываемы. Планы премудрости Божией в мироправлении и искуплении в Боге сокрыты и открываются ангелам, поскольку сие нужно для исполнения даемых им повелений. Многое же из них, особенно сокровенные причины, дальнейшие цели и то, как что будет по приведении планов в исполнение, остается сокровенным от них. Узнают они это уже из самих событий. События открывают им и тайны, лежащие в основе их». Преуспеяние ангелов в познании совершается одновременно с их преуспеянием в духовной жизни. «Все сотворенные существа,– пишет прп. Иоанн Лествичник,– получили от Создателя чин бытия и начало, а для некоторых и конец предназначен, но добродетели конец беспределен... и ангелы... не пребывают без преуспеяния, но всегда приемлют славу к славе и разум к разуму»
Количество ангелов
Количество ангелов. Существует бесчисленное множество ангелов, о чем неоднократно свидетельствует Священное Писание. Свт. Иоанн Златоуст убежден, что есть «мириады мириад ангелов, тысячи тысяч архангелов, престолы, господства, начала и власти, бесчисленные сонмы бестелесных сил и неисповедимые роды их».
Многие ангельские имена, лики и чины остаются неизвестными людям в их земной жизни и могут быть открыты им только после их смерти. «Есть без сомнения и другие силы, – пишет свт. Иоанн Златоуст, – которых мы не знаем по именам... Есть, конечно, ангелы и архангелы, престолы и господства, начала и власти, однакож не они одни составляют всех жителей небесных; их – целые... неисчислимые поколения, которых не может изобразить никакое слово. А откуда видно, что сил более вышеупомянутых и что есть силы, которых и имен мы не знаем? Павел, сказав то, упоминает и об этом, когда говорит о Христе: посадил Его превыше всякаго начальства и власти, и силы, и господства, и всякаго имене, именуемаго не точию в веце сем, но и в грядущем. Видите, что есть какие-то имена, которые будут известны там, но которые теперь неизвестны».
Небесная иерархия
Небесные силы составляют «ангельский собор» , а люди – «человеческий род». «Поэтому, – замечает В. Н. Лосский, – единство ангельского мира совершенно отлично от нашего единства. Можно говорить о «роде человеческом», то есть о бесчисленных личностях, обладающих одной и той же природой. Но у ангелов, которые тоже существа личностные, нет единства природы. Каждый из них – отдельная природа, отдельный умопостигаемый мир. Следовательно, их единство не органическое... (но. – М. И.) гармоническое»
В основе «гармонического» единства ангелов лежит иерархический принцип. На это указывает ап. Павел и многие отцы и учители Церкви. Строй «небесной иерархии» подробно описан в «Ареопагитиках»: ангельская иерархия состоит из 3 триад: 1. серафимы, херувимы, престолы; 2. господства, силы, власти; 3. начала, архангелы, ангелы.
В «Ареопагитиках» подчеркивается символический характер иерархии духовного мира, ибо, «сколько чинов небесных существ, какие они и каким образом у них совершаются тайны священноначалия,– в точности знает это один Бог, Виновник их иерархии». Строй небесной иерархии не может быть выражен только в числовых соотношениях, и к нему неприемлем лишь арифметический (нумерический) подход. Триадическое построение ангельского мира символизирует его совершенный порядок и гармонию. Оно указывает, что гармония и порядок в этом мире не случайны; в своей основе они имеют Божественное Единство, которое и само выражается через числовое соотношение Единицы и Троицы. Божественная Единица тождественна Троице, поэтому вся существующая множественность, в т. ч. и множественность ангельского мира, несет на себе печать как единства, так и троичности. Единица обусловливает единый характер всей небесной иерархии, а принцип троичности отражается в триадическом построении иерархических ступеней. Однако ни единица, ни троица, ни к.-л. др. число не в состоянии адекватно выразить тайну Божественного творения, поэтому число, использованное автором «Ареопагитик» при описании небесной иерархии, символично.
Символичны и имена небесной иерархии. Они обозначают богоподобные свойства ангелов, входящих в каждую триаду. Так, серафимы (евр. – горящие, пламенеющие) отличаются пламенной любовью к Богу и обладают светоносной силой, способной изгонять мрак греха и порождать ревность о славе Божией. Херувимы (евр. – предположительно колесницы) являются таинственной колесницей Господа Саваофа, на которой, как неоднократно свидетельствует Священное Писание, Всевышний «восседает» и исполняют Божественные повеления (напр., херувим был поставлен «охранять путь к дереву жизни». Престолы отличаются незыблемостью и неизменностью в восприятии Божественного света; они открывают себя для Божественных озарений. В гимнографии они называются «разумными престолами», на которых «почивает» Бог (стихира на «Господи, воззвах» в праздник Рождества Богородицы). Господства всегда устремлены к «Господу господствующих»; они постоянны в своей свободе и не подвержены никаким тираническим влечениям. Наименование ангелов «силами» означает сообщенное им непреоборимое мужество, которое отражается на всех их богоподобных действиях. Силы – носители образа Всесильного Бога, и им свойственно сообщать Божественную силу нижестоящим существам. Власти посредством полученного ими могущества устрояют премирное духовное владычество и символически являют своим служением природу подлинной власти, которая выражается не в господстве, а в любви. Имя входящих в низшую триаду ангелов – начала (начальства) – происходит от их обращенности к Безначальному Началу и их способности выражать Его в мировом строе начальствующих сил. Архангелы осуществляют в духовном мире невидимое водительство, хранят его единство и открывают людям тайны домостроительства Божия. Известны несколько личных имен архангелов: Михаил и Гавриил упоминаются в канонических библейских книгах; Рафаил, Уриил, Салафиил и Иеремиил – в книгах неканонических; Иегудиил и Варахиил хранятся в церковном предании.
Ангелы завершают строй небесной иерархии; через них Божественный благодатный свет нисходит на землю. Их отличает особая близость к людям (см. Ангел-хранитель).
В системе «Ареопагитик» все 3 триады находятся в жестком соподчинении. Поэтому ангелы, занимающие в ней более низкое положение, могут общаться с Богом и получать от Него благодатные дары только посредством вышестоящих ангелов. Соответственно и человек может непосредственно общаться только с последним чином ангелов 3-й триады. Жестко закрепленный принцип иерархического посредничества – это то, что является самым уязвимым в небесной иерархии «Ареопагитик». «Ветхозаветная ангелология, – замечает по этому поводу протопресв. Иоанн Мейендорф, – сложна и никак не укладывается в иерархию Дионисия. Так, например, серафим в Книге пророка Исаии является непосредственным посланником Бога. Церковь чтит архангела Михаила как главу небесного воинства... однако в системе Дионисия архангельский чин – один из низших в небесной иерархии».
В отличие от автора «Ареопагитик» некоторые отцы и учители Церкви приводят др. порядки перечисления ангельской иерархии и даже др. имена ангельских чинов, хотя в большинстве случаев число ступеней небесной иерархии также равняется 9. В 8-й гл. Апостольских постановлений содержится 2 перечня чинов духовного мира. Как в 1-м, так и во 2-м приводится последовательность небесной иерархии, отличная от той, которая дана в «Ареопагитиках». Кроме того, в 1-м описании наряду с уже известными 9 наименованиями встречается 10-е – «вечное воинство». По мнению толкователей, оно используется не в качестве наименования отдельной иерархической ступени, а как общее имя для многих (или для всех) чинов. Во 2-м варианте небесной иерархии Постановления опускают «господства» и вместо «вечного воинства» включают «веки» (греч. aiones – эоны) и «воинства» как раздельные имена. В 7-й гл. Постановлений порядок иерархических степеней открывается воинством ангелов и умных духов (С. 231), за которыми перечислены уже известные имена.
Прежде чем приступить к описанию иерархических ступеней духовного мира, свт. Григорий Богослов указывает, что этот мир настолько таинствен и непостижим, что его описание вызывает «кружение в слове» (Sermo 28). Человеческий ум приходит в трепет, когда приступает к «небесным красотам» умной иерархии. Порядок, в котором святитель излагает ангельские иерархические ступени и даже некоторые имена ангельских чинов, весьма своеобразен: ангелы, архангелы, престолы, господства, начала, власти, светлости, восхождения, умные силы (Ibidem). Последние 3 наименования, по-видимому, относятся к херувимам, серафимам и небесным силам.
Почитание ангелов
Почитание ангелов. В истории Др. Церкви имели место случаи, когда почитание ангелов возводилось в разряд идолослужения. О них уже было известно ап. Павлу. Противниками апостола, по-видимому, были нарождающиеся гностики, с которыми пришлось бороться святым отцам II–IV вв. В комментарии на 35-е прав. Лаодик. Собора отмечено, что допускавшие такие формы идолослужения молились не «Богу и Христу, а только ангелам, аки бы творцам и правителям мира». Указанное правило такой образ почитания ангелов осуждает, а почитателей – идолопоклонников – анафематствует.
Православная Церковь, в отличие от протестант. деноминаций, запретивших молитвенное обращение к ангелам, заповедует почитать их так же, как почитаются в Церкви святые люди, и иметь с ними молитвенную связь как со служителями Св. Троицы. Праздник в честь ангелов Церковь совершает 8 нояб. и чтит их память в каждый понедельник.
Обрезанная мною статья из II тома "Православной энциклопедии"
Источник http://www.angelologia.ru/bogoslovie/165_angelologia.htm