Литературные узоры

Пятница, 29.03.2024, 11:58

Приветствую Вас Заглянувший на огонёк | RSS | Главная | 75 ЛЕТ ВЫСТАВКЕ "ДЕГЕНЕРАТИВНОЕ ИСКУССТВО" - Литературный форум | Регистрация | Вход

Последние ответы форума
Тема Дата, Время Автор Раздел
Россия и мы. 27.03.2024, 20:39 gornostayka Политика
Читать
Поэзия для... эстрады 09.03.2024, 17:09 fokus Его Величество - ПОЭЗИЯ.
Читать
C 8 Марта! 08.03.2024, 21:59 gornostayka Поздравления
Читать
С Днём защитников Отечества! 23.02.2024, 19:57 gornostayka Поздравления
Читать
Хлебный мякиш 21.02.2024, 22:58 fokus Лебединое перо
Читать
С днём российской науки! 08.02.2024, 21:44 gornostayka Поздравления
Читать
С Новым годом! 13.01.2024, 22:47 gornostayka Поздравления
Читать
С ПРАЗДНИКОМ РОЖДЕСТВА! 07.01.2024, 21:46 gornostayka Поздравления
Читать
ГОЛАЯ ВЕЧЕРИНКА 28.12.2023, 18:47 Юнона Политика
Читать
Зима! 03.12.2023, 22:23 gornostayka Поздравления
Читать
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: gornostayka, Lutik  
Литературный форум » Мир вокруг нас » Искусство » 75 ЛЕТ ВЫСТАВКЕ "ДЕГЕНЕРАТИВНОЕ ИСКУССТВО"
75 ЛЕТ ВЫСТАВКЕ "ДЕГЕНЕРАТИВНОЕ ИСКУССТВО"
gornostaykaДата: Четверг, 05.07.2012, 15:30 | Сообщение # 1
Верховный маг форума.
Группа: Администратор
Сообщений: 6268
Награды: 29
Репутация: 47
Статус: Offline
75 ЛЕТ ВЫСТАВКЕ "ДЕГЕНЕРАТИВНОЕ ИСКУССТВО"

Этим летом исполняется 75 лет с тех пор как Геббельс устроил печально известную выставку “Дегенеративное искусство” (“Entartete Kunst”). Больше всего пострадали художники-евреи, против которых были брошены небывалые средства геббельсовской антисемитской агитации.
Слова АРИЙЦЫ и НЕАРИЙЦЫ набили всем оскомину и стали стремительно раскалывать общество. Расистская терминология вторглась и в искусствоведческую науку и надолго нанесла искусствознанию непоправимый вред. Но страшнее вред, причиненный душам талантливых художников. Многие из них написали мемуары. которые стали литературными памятниками эпохи...
Нашу страну на этой выставке представляли художники разных национальностей: Марк Шагал, Василий Кандинский и Александр Архипенко – ныне известнейшие имена в истории искусства. А в произведениях собственно немецких экспрессионистов были работы, написанные под влиянием Ф.М.Достоевского и русской иконы. Школьники моего поколения были воспитаны на талантливой антифашистской литературе, на потрясающих социально-политических фильмах и мне жаль, что эта дата никак и нигде не отмечается. Это скорбная памятная дата, очень поучительная. Художники выиграли – их работы стоят миллионы, победили они и как писатели, ибо их мемуары содержат множество интересных фактов, но они испили горькую чашу страдания. Попробую как-то залатать зияющую брешь.

Автор этих строк планирует сделать радиопередачу к этой дате и там воздать по заслугам всем выдающимся живописцам, которых так унизило министерство Геббельса и немецкий нацизм в целом. В этом году круглая дата у Альфреда Кубина и я уже собрал мнения форумчан, перечитал их десятки раз. Почему Кубин – поклонник Достоевского не прижился на родине Достоевского? Надо думать и думать. Великий Кубин должен быть когда-то освоен русской культурой...

Но лучше всех из экспонентов я знаю творчество Кокошки. Он оказался самым крепким из униженных в 1937 году художников и дожил до 94 лет. Но эта была жизнь художника-страдальца, настоящее страстотерпное житие. По глубине страданий Кокошка -- это прямо-таки австрийский Ван Гог. Вот о нем к этой дате я и расскажу в этом посте, который приурочен к 75-летию открытия выставки "Дегенеративное искусство".

Оскар Кокошка родился в городе Пехларне в 1886 году в семье чешского золотых дел мастера. Предки художника по линии отца были масонами. Оскар был довольно мирным и спокойным мальчиком, с юности мечтал стать химиком и не помышлял о военной карьере, но во время Первой мировой войны был призван в армию и отправлен на Восточный фронт.
В 2003 году в Эрмитаже было выставлено полотно Кокошки «Отдыхающий рыцарь». Мы видим на картине средневекового воина в доспехах, но тема военных странствий, дальних походов была знакома живописцу не понаслышке. Летом 1915 года он въехал на боевом коне на территорию Российской Империи в составе 15-ого драгунского полка кайзеровской армии. Он попросил выдать ему «щадящие шпоры» упрощенной конструкции, чтобы не причинить боли своему боевому коню. Это обстоятельство сыграло роковую роль во время боев на территории Украины. Спасаясь от русских казаков под Владимир-Волынском, он не сумел пришпорить коня и получил три пулевых ранения, одно из них – в голову. Усатые русские санитары вынесли истекающего кровью кавалериста с поля сражения, а врачи военно-полевого госпиталя выходили военнопленного и вернули его на родину. Залечив раны, он продолжил занятия живописью. Некоторое время он смотрел на Россию прежде всего как на военного противника. Раны, полученные на Украине, не только не зажили, но и оставили след на всю жизнь. При этом они не помешали Кокошке увлечься книгами Ленина и запланировать новую поездку в Россию – идеи большевизма становились модными среди австрийских и немецких интеллектуалов. Однако коллеги-писатели, побывавшие в Москве, отговорили Кокошку ехать в СССР, и единственным путешествием художника в Россию навсегда остался военный поход времен Первой мировой войны.

Жизнь художника богата странными событиями. В середине двадцатых годов Кокошка был на острове Джерба в Средиземном море и задумал жениться на девушке из ортодоксальной еврейской семьи. Молодой живописец сделал первый шаг – предложил написать портрет возлюбленной, однако родители девушки не согласились на это, считая, что портрет еврейки должен писать художник-еврей. И хотя Кокошка был уже автором известных портретов композитора Малера и поэта Карла Краусса, запечатлеть облик возлюбленной на холсте ему не разрешили. Красавицу срочно отправили в Тунис, подальше от навязчивого ухажера. Кокошка не отступил от своих намерений и полетел на самолете в Тунис. Там и началась почти приключенческая история. Молодой художник прибег к услугам местного колдуна. Экстрасенс обещал загипнотизировать красавицу и предупредил «заказчика», что жених должен похитить платок девушки и бросить его у ее порога. Ровно в полночь она выйдет к нему в полубессознательном состоянии. Художник занял пост в кустах, предварительно наняв шофера, и дождался полночи. В назначенное колдуном время «невеста» действительно пришла к жениху в сомнамбулическом состоянии. Художник понял, что завоевывает возлюбленную обманом, и похищение невесты не состоялось. Кокошка громко сказал: «Возвращайся к отцу!». Девушка медленно вернулась в дом.

Приближались трагичные для Европы военные годы, которые Кокошка не мог не предвидеть. Приход к власти Гитлера был для него настоящим шоком. Расовые и вульгарно-социологические дискуссии потрясали Германию. Фашисты преследовали Кокошку за то, что среди его знакомых и портретируемых было много евреев. Его откровенное семитофильство раздражало власти.
Кокошка попал в опалу.Его работы, в том числе нейтральные в идейном отношении городские пейзажи, оказались в списке запрещенных к репродуцированию. На выставке “Дегенеративное искусство” его работы занимали очень важное место, его, в прошлом боевого офицера и ветерана, инвалида войны унижали с особым цинизмом и жестокостью. С точки зрения нацизма его работы были ярко выраженными произведениями “вырождающегося искусства”. Художник покинул Германию и поселился в Лондоне.

Среди друзей художника было немало русских. Но это были эмигранты первой волны, и взгляд Кокошки на Красную Армию – это мнение зарубежного интеллектуала, мало и поверхностно знающего Советский Союз. Узнав о количестве погибших и раненых в Сталинграде, Кокошка решил что-нибудь для них сделать. Тогда и было решено, что он напишет портрет советского посла в Англии И. Майского, а деньги за этот портрет будут переданы раненым участникам Сталинградской битвы: половина гонорара – русским, а половина – немцам.
Старые раны художника болели, и он помнил, что Россия для него – страна самых трагических переживаний. Бывшего кавалериста вновь потянуло в этот край, захотелось узнать, что там происходит. Поэтому он был склонен поговорить с высокопоставленным русским, работая над его портретом. Но Майский позировал художнику молча, да еще читал газету. Кокошку это обидело. Через некоторое время он попросил своего «натурщика» вывернуть газету другой стороной, так как он, Кокошка, и сам уже прочел (или даже перерисовал) всю страницу. Майский иронии не понял – он не был настроен на беседу, но все же художник и модель обменялись репликами. Ныне этот портрет хранится в Лондонской Тэйт-галерее. Любопытно, что за спиной у Майского изображена статуэтка, являющаяся миниатюрной копией памятника Ленину, предназначенного для установки на крыше будущего Дворца советов. Художник написал ее нарочито грубыми мазками, словно и не было в его жизни кратковременного увлечения ленинскими идеями и мимолетного желания переехать в Москву. Для него был важен сам факт создания портрета в благотворительных целях.

В те годы Кокошка уже был довольно известным живописцем, и сумма гонорара за портрет была весьма внушительной. Не исключено, что он пытался через Красный крест узнать о судьбе гонорара, проследить, действительно ли деньги пошли на нужды раненых. Если сохранились письма, в которых поднимался этот вопрос, то они являются бесценными свидетелями времени. Хорошо бы найти платежные поручения или любые другие финансовые документы, свидетельствующие о том, что деньги были действительно потрачены на уход за ранеными..
В начале 1960 годов в Москве и Ленинграде открылись магазины КНИГИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН. В ассортименте этих магазинов было немало книг о немецком экспрессионизме и читатели узнали о печально известной выставке. Интересно, что через книги бывшей ГДР к нам пришли упоминания о Кандинском и Малевиче, а первая книга о Шагале, которая у нас продавалась, была венгерская. А потом появилась и литература об авангарде на русском языке, например, сборник МОДЕРНИЗМ или очень интересные работы работы Н.Пышновской. Как мы уже отметили, название выставки получило два варианта перевода – “Дегенеративное искусство” и “Вырождающееся искусство”, а также “Искусство вырождения”.

Я рад, что эти книги продавались, что мы внесли свой вклад в моральное осуждение беспрецедентной расправы над художниками, которая имела место 75 лет назад. Вот только о Кокошке писали как о пламенном антифашисте, а ведь он и СССР к концу жизни люто ненавидел. У нас на это закрывали глаза, но книги с его антисоветскими высказываниями выдаются в библиотеках только с 1992 года…

http://my.mail.ru/community/literators/12FC04E7B96ABA17.html?


 
Литературный форум » Мир вокруг нас » Искусство » 75 ЛЕТ ВЫСТАВКЕ "ДЕГЕНЕРАТИВНОЕ ИСКУССТВО"
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:





Нас сегодня посетили