Литературные узоры

Пятница, 26.04.2024, 02:36

Приветствую Вас Заглянувший на огонёк | RSS | Главная | ОБРАЗОВАНИЕ: ПОЧЕМУ ШКОЛЬНИКИ НЕ ЧИТАЮТ? - Литературный форум | Регистрация | Вход

Последние ответы форума
Тема Дата, Время Автор Раздел
полное солнечное затмение 8 апеля 2024 года. 21.04.2024, 22:25 gornostayka Новости.
Читать
Смеёмся! 13.04.2024, 23:02 gornostayka Юмор
Читать
С днём космонавтики! 12.04.2024, 22:38 gornostayka Поздравления
Читать
Россия и мы. 27.03.2024, 20:39 gornostayka Политика
Читать
Поэзия для... эстрады 09.03.2024, 17:09 fokus Его Величество - ПОЭЗИЯ.
Читать
C 8 Марта! 08.03.2024, 21:59 gornostayka Поздравления
Читать
С Днём защитников Отечества! 23.02.2024, 19:57 gornostayka Поздравления
Читать
Хлебный мякиш 21.02.2024, 22:58 fokus Лебединое перо
Читать
С днём российской науки! 08.02.2024, 21:44 gornostayka Поздравления
Читать
С Новым годом! 13.01.2024, 22:47 gornostayka Поздравления
Читать
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Модератор форума: gornostayka, Lutik  
Литературный форум » Мир вокруг нас » Литература » ОБРАЗОВАНИЕ: ПОЧЕМУ ШКОЛЬНИКИ НЕ ЧИТАЮТ?
ОБРАЗОВАНИЕ: ПОЧЕМУ ШКОЛЬНИКИ НЕ ЧИТАЮТ?
gornostaykaДата: Вторник, 17.02.2009, 21:43 | Сообщение # 1
Верховный маг форума.
Группа: Администратор
Сообщений: 6273
Награды: 29
Репутация: 47
Статус: Offline
Мифология русских стандартов

Александр Захарченко

Да потому, что школьная классика в своем большинстве не имеет никакого отношения к современным реалиям. К тому времени, когда молодым людям начинают лицемерно подсовывать «тексты великих художественных произведений», они уже хорошо усвоили, что живут в эпоху «большого хапка», где нет грани между честью и бесчестием, уголовщиной и бизнесом, шутами и государственными деятелями. Классическая литература годилась в качестве посредственной подпорки для морального кодекса строителя коммунизма, но теперь за каким лешим интересоваться муками Раскольникова?! Это после ежедневного просмотра набитых трупами сводок новостей? После ежедневной горы трупов в оскароносных шедеврах TV? Да вы что, учитель? Вы же сами недавно жаловались, что ваши ученики имели вашу литературу в виду на пару с вашим морализаторством.

И проблемы Татьяны Лариной рассматриваются даже не сквозь дилемму «Дать или не дать?». Конечно, дать, но так, чтобы не прогадать. Я уже не говорю о Ромео и Джульетте – героях омерзительного политкорректного фильмишки. Наркоши, гангстеры, убийцы, сутенеры и проститутки – таковы тиражируемые герои нашего времени. Соответственно, и культурные запросы не подымаются выше барковских Луки Мудищева и дяди Онегина с кобылой. А вы к детям лезете с Чернышевским, Тургеневым да Гончаровым. Лишние люди, понимаешь. Загляните на базар, поинтересуйтесь, сколько там стоит лишних людей с вузовскими, а то и кандидатскими дипломами. И что-то совсем не похожи они на Печорина с Обломовым. Вот где трагедия отверженных.

С какой стати обливаться слезами над вымыслом? Может, придется плакать над реальностью. Возьмем темное купеческое царство Островского с горьковским дном. Перескажите взамен лучше детишкам пьесу про хмельного царя Бориску, туповатого интеллектуала Егорку да рыжего ворюгу Толика, которые умудрились хапнуть страну, потратив на это менее годового объема выпуска водки. А народишко при этом хлопал ушами, ожидая золотых всходов на Поле Дураков. Какими доводами можно подвигнуть молодых на анализ душевного состояния высосанных из пальца героев картежника и каторжника Достоевского или «народного графа» Толстого, если каждый день нужно проходить мимо реальных помоек, где, отставив стыд побоку, бойко копошатся людишки, чьи судьбы стали разменной монетой демократических преобразований?

Большинство из них наверняка учило и Пушкина, и Лермонтова, и Чехова, и Толстых, которых «в натуре много», и Тургенева, и Горького, и Шолохова, и прочая, и прочая, и прочая… Без классиков нельзя стать культурным человеком? А с ними? Что, поэты-передвижники, кочевавшие из города в город за депутатскими мандатами, а потом променявшие их на корыто от новой власти, – это образец культуры? «Огурцы-то я мог продать и без катехизиса», – говорил герой одной из швейковских историй.

В какой-то степени стимулировать интерес к литературе могло бы изучение истории, потому как в художественных произведениях можно открыть для себя массу небезынтересных деталей, которые невозможно отразить в учебнике. Однако беда в том, что разоблачители тоталитаризма так увлеклись оплевыванием прошлого, что сами уже не в состоянии различить правду и ложь. Если так будет продолжаться и дальше, то в скором времени учебник Пономарева по истории КПСС станет образцом объективности и непредвзятости.

Авторитет литературы – это миф сталинских времен о кузнецах человеческих душ. Литература потеряла свой идеологический стержень и по своему школьному статусу вплотную приближается к профанированным еще в советское время «Музыке и пению» да «Изобразительному искусству». Она больше не является ни школой жизни, ни школой воспитания личности. Как бы ни было обидно заслуженным педагогам это осознавать, но экзаменационная обязательность курса литературы в нынешнем виде плодит в массе своей только ханжество и лицемерие.

Я не знаю, кому там стыдно признаваться, что он или она ничего не читает, а мне мерзко смотреть по «ящику» на блеющую стриптизершу с хореографическим образованием. Она, дескать, слезая с шеста, читает Достоевского и Акунина. Толстоевского она читает, да номинал на купюрах!

Классическая литература не может конкурировать с примитивной (по Бжезинскому) американской масс-культурой, ради притягательности которой тратятся немыслимые деньги. С другой стороны, оценить литературное произведение, как результат духовного творчества, способен только человек, достигший определенного уровня профессионального мастерства. И это вовсе необязательно должна быть выкованная из цельного куска железа роза, подкованная блоха, малахитовый цветок или новая космологическая теория. Для творчества найдется простор в любом ремесле. Но только достигнув чего-либо силой своего ума, человек способен оценить по достоинству интеллект других. Школьнику эта шапка явно пока не по размеру. А чужие слова и суждения сердце-то не взволнуют, потому и остаются равнодушными молодые люди к педагогическому надрыву народных и заслуженных учителей. Либо еще хуже: чертыхаясь про себя, говорят «правильные» слова, дабы получить нужную отметку.

«В эпилоге романа Толстой меланхолически обмолвился», «показаны Толстым с поразительным мастерством», «наверное, такова судьба земли русской — плодить дармоедов, неспособных к труду и с пышностью паразитирующих на теле общества», «на правый суд очень хочется надеяться, не забывая, однако, что этой надеждой Россия живет последние несколько сот лет», – это еще что за семнадцатилетние резонеры, вертящие чужими мыслями, как некто солнцем? Да в здравом уме человек и после полтинника такого не нагородит (если он, конечно, не журналюга).

Очевидно, что литература, как часть культурного наследия, не может быть выброшена из школьной программы. Но столь же очевидно, что ее нельзя больше преподавать в форме примитивного литературоведения и графоманского критиканства. Размышления учеников над прочитанным и «философские» трактаты нужно поощрять, но не требовать обязаловки. Здесь не может быть ни единого мнения, ни диктаторского авторитета преподавателя.

Понятны обиды и разочарования штатных сердцеведов. Ученик, оказывается, вовсе не обязан изучить наследие, это вы должны его убедить в значимости этого наследия. Культуру человека нельзя оценить ни сочинениями, ни формальными тестами, даже едиными и государственными. Плагиат или метод тыка позволяет набрать максимальный балл, который, однако, в реальной жизни неизбежно трансформируется всего лишь в «минус» между двумя датами.


 
Шая_ВайсбухДата: Вторник, 17.02.2009, 23:51 | Сообщение # 2
Человек - энциклопедия.
Группа: Проверенные
Сообщений: 92
Награды: 6
Репутация: 18
Статус: Offline
Прочёл, но так и не сумел уловить замысел автора.
Хотя...

Quote (gornostayka)
Очевидно, что литература, как часть культурного наследия, не может быть выброшена из школьной программы. Но столь же очевидно, что ее нельзя больше преподавать в форме примитивного литературоведения и графоманского критиканства. Размышления учеников над прочитанным и «философские» трактаты нужно поощрять, но не требовать обязаловки. Здесь не может быть ни единого мнения, ни диктаторского авторитета преподавателя.

По моему в этих строках господин Захарченко и выразил свою основную мысль.
У меня один вопрос: Что ученику 5-6-7-.. класса интересней читать? Майн Рида, или Пушкина? Фенимора Купера, или Салтыкова-Щедрина? ...
Заранее извиняюсь. Может и Дашкова-Маринина-итд - представляют для кого-то тот или иной интерес, не знаю. На каждое произведение - своя "аудитория".
Чтобы понять "Как закалялась сталь", или зачем "Мёртвым души" - надо иметь определённый жизненный опыт за плечами.
А так? …Подростки. Ну согласен! - кое-кто из них и накопил (экстерном) тот самый «жизненный опыт». Ну, а где основная масса? Роздали аборигенам винчестеры, а они ими как дубиной: друг друга по голове тузят...
Мои слабенькие тройки по литературе-языку, я ставлю в упрёк той самой пресловутой школьной программе. Она должна обогащать, а не обязывать.
Как исправить (заинтересовать) тот или иной « школьный возраст» – решить, ох как нелегко!

 
gornostaykaДата: Среда, 18.02.2009, 00:12 | Сообщение # 3
Верховный маг форума.
Группа: Администратор
Сообщений: 6273
Награды: 29
Репутация: 47
Статус: Offline
Шая_Вайсбух,
Согласна! Каждому возрасту - свои книги! И программу надо менять, ориентироваться не только на проверенную временем классику, но и новую классику, новые умные книги. Мышление всё-таки у людей сильно изменилось.
Помню, как в подростковом возрасте с упоением читала Майн Рида. В более зрелом возрасте удивилась, и что же меня так в нём восхищало?
А Лескова открыла для себя после сорока, именно, жизненный опыт позволил понять этого глубокого автора.
А в школе... Что-то нравилось, что-то нет. Просто сочинения наловчилась писать, вот и хорошие отметки получала. А мыслей, знаний особых из школьной литературы не вынесла, хотя читать очень любила. Но читала другое, оттуда и знания черпала.
А статья несколько спорная, в чём-то можно соглашаться с автором, а в чём-то нет.


 
ridiyДата: Четверг, 07.05.2009, 13:22 | Сообщение # 4
Добрый друг
Группа: Издающийся
Сообщений: 296
Награды: 1
Репутация: 11
Статус: Offline
О, больная тема! Я помню себя в школьном возрасте. Не читала несколько лет подряд начиная с первого класса, потом, класса с шестого, резко начала. И уже больше не останавливаюсь, как наркоманка стала. AllSmail2 А сегодняшняя ребятня вообще читает или нет?
 
gornostaykaДата: Четверг, 07.05.2009, 13:27 | Сообщение # 5
Верховный маг форума.
Группа: Администратор
Сообщений: 6273
Награды: 29
Репутация: 47
Статус: Offline
ridiy,
Я в чтение влилась легко, а вот следующая за мной сестра никак не хотела читать. Мама была педагогом, и каким-то образом она пробудила в своей дочери желание читать. Сестра стала читать запоем. И помню: она сидит, читает, потом встаёт с безумным видом, что-то бормочет и теряет сознание. Потом она призналась, что не помнит ничего из прочитанного. Пришлось маме дозировать её чтение.


 
ridiyДата: Четверг, 07.05.2009, 13:34 | Сообщение # 6
Добрый друг
Группа: Издающийся
Сообщений: 296
Награды: 1
Репутация: 11
Статус: Offline
Ничего себе история...
А у нас в семье 3 сестры и брат. Я и моя старшая читать любим и читаем. Младшая учится на медика, поэтому читает только про язвы и переломы. Брат работает вахтовым методом и читать хоть и любит, но не всегда может. Зато уж мама с папой... вот кто научил меня любить книги, поклон им до земли! Сейчас снабжаю их книгами, у них-то в деревни и магазина-то нет...
 
АссольДата: Четверг, 18.06.2009, 00:06 | Сообщение # 7
Друг
Группа: Пользователи
Сообщений: 34
Награды: 2
Репутация: 4
Статус: Offline
Наверно, нельзя впихивать во всех детей ОДИНАКОВЫЕ порции.
Кто-то понимает одно, кто-то - другое, а кто-то вообще ничего непонимает.
Вот например, меня родители заставляли быть отличницей.
Ну вот задали наизусть отрывок из "Князь Андрей и небо" - при этом "многомудный" учитель думал, что я сама пойму этот текст.
А я ничего не поняла и не смогла выучить на пятерку, так как с моей точки зрения это полная абракадабра :(

Я с детства люблю читать фэнтези и фантастику.
Надо было читать Толстого, а я тайком от мамы читала "Звездные короли" Гамильтона, Стальную Крысу Гаррисона, и почти все Азимова.
Почему ?
Потому что с первого класса поняла, что из 30 чел класса только двое или трое - нормальные люди, дргуие - мальчишки только дергать за косы любят (а в старших клссах под платье лезть, после чего пришлсоь учиться крепко двигать локтем в глаз), а девченки в большинстве друг на дружку поклепы строят и подлянки делают...
А фантастика дает отдушину от вредного нашего мира, там злодеев наказывают и вообще интересно и увлекательно.
Ну и фэнтези тоже.
Или вот "Алые паруса", откуда мой ник - замечательный рассказ :) (и фильм)


Отведайте бластера, злобные пришельцы !
 
gornostaykaДата: Четверг, 18.06.2009, 01:15 | Сообщение # 8
Верховный маг форума.
Группа: Администратор
Сообщений: 6273
Награды: 29
Репутация: 47
Статус: Offline
"Алые паруса" и мне всегда нравились, позволяли мечтать о несбыточном.
Прекрасная сказка! В детстве и юности я была не такая как все, как и Ассоль, подвергалась насмешкам, но и у меня нашёлся свой принц. Я считаю, мне просто повезло. Я думаю и Ассоль повезёт, встретится свой принц и оценит её неординарный характер.


 
ridiyДата: Четверг, 18.06.2009, 13:47 | Сообщение # 9
Добрый друг
Группа: Издающийся
Сообщений: 296
Награды: 1
Репутация: 11
Статус: Offline
Ассоль, ты чуть порадоснее на мир-то взгляни. Он отнюдь не гадкий и не неприятный. Он такой,каким ты его считаешь. А раз уж ты считаешь, что он гадкий, то отчего ж ему становится прекрасным Меняй мировоззрение, если уж на то пошло. И тогда книги разные сможешь понимать.
 
АссольДата: Суббота, 20.06.2009, 02:07 | Сообщение # 10
Друг
Группа: Пользователи
Сообщений: 34
Награды: 2
Репутация: 4
Статус: Offline
Ну это психотерапия "Я счастливый, все вокруг счастливые" вообще-то для дебилов.
Каким бы я мир не считала, я должна прятать сотовый во внутренний карман, ибо из наружного его в метро воруют.
Каким бы я его не считала, если пойду ночью по темной дорожке, меня могут изнасиловать.
Или мне это забыть и пойти все-таки ?
А если не забывать, с какого рожна я такой дерьмовый мир должна считать хорошим ?

Считать мир хорошим это своего рода розовые очки, а их носить очень опасно.
Лучше не прятать голову в песок, а видеть все как есть, тогда есть возможность избегать самых плохих проявлений этого мира.
А то вон у знакомой в Южном Бутово соседка с 3 дочками, средняя пошла днем в хлебную в соседний дом и не вернулась. Уже год как пропала.
Значит надо идти и оглядываться, что за машина едет, если она вдруг около меня тормозит, заранее отбежать, чтобы не затащили и не продали куда-нибудь в Южную Азию.
Вот как раз те, кто забывает об этом, туда и попадают.


Отведайте бластера, злобные пришельцы !
 
gornostaykaДата: Суббота, 20.06.2009, 12:18 | Сообщение # 11
Верховный маг форума.
Группа: Администратор
Сообщений: 6273
Награды: 29
Репутация: 47
Статус: Offline
Ассоль,
Меры предосторожности и умение ладить с окружающим миром, то есть создавать вокруг себя райский уголок, не противоречат друг другу.
Ребёнок счастлив потому, что не понимает опасностей окружающего мира. Человек взрослее и начинает осознавать, что не всё так просто, он учится выживать в нашем непростом мире. А, выживая. начинает приобретать мудрость и учится быть счастливым.
Так что все счастливы по-своему. А самый простой способ казаться умным - это быть пессимистом. А стать, именно стать, несмотря на все жизненные невзгоды, счастливым, это большой труд. AllSmail52


 
ridiyДата: Понедельник, 22.06.2009, 07:06 | Сообщение # 12
Добрый друг
Группа: Издающийся
Сообщений: 296
Награды: 1
Репутация: 11
Статус: Offline
Quote (Ассоль)
Ну это психотерапия "Я счастливый, все вокруг счастливые" вообще-то для дебилов

Да? Буду считать себя дебилом.
 
FlygeДата: Четверг, 25.02.2010, 21:14 | Сообщение # 13
Лауреат литературных конкурсов
Группа: Проверенные
Сообщений: 388
Награды: 8
Репутация: 18
Статус: Offline
Quote (ridiy)
А сегодняшняя ребятня вообще читает или нет?

Читает.


Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
 
ЕхиднаДата: Пятница, 26.02.2010, 15:37 | Сообщение # 14
Любознательный
Группа: Проверенные
Сообщений: 24
Награды: 0
Репутация: 2
Статус: Offline
По-моему, и раньше школьники мало читали. А если ичитали, то за отсутствием других развлечений.Сейчас и взрослые мало читают - ушли в инет.
Это я о читающих, а не о бабках у подъездов, которые никогда не читали, довольны своей жизнью, хотя говорят, что не довольны. Они нашли своё призвание в сплетнях и осуждении окружающих. 9
 
Original_British_BoyДата: Воскресенье, 28.02.2010, 23:05 | Сообщение # 15
Мастер слова. Лауреат литературных конкурсов.
Группа: Проверенные
Сообщений: 1045
Награды: 13
Репутация: 21
Статус: Offline
А кому плохо от того, что люди не читают? Вы думаете государству нужны думающие люди?

Мам, мне уже 15 лет, можно я буду ходить на каблуках, в мини-юбке и краситься? - Ну, не знаю, сынок , не знаю...
 
Литературный форум » Мир вокруг нас » Литература » ОБРАЗОВАНИЕ: ПОЧЕМУ ШКОЛЬНИКИ НЕ ЧИТАЮТ?
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:





Нас сегодня посетили