Литературные узоры

Воскресенье, 19.05.2024, 02:53

Приветствую Вас Заглянувший на огонёк | RSS | Главная | Сам себе редактор - Литературный форум | Регистрация | Вход

Последние ответы форума
Тема Дата, Время Автор Раздел
Поэзия для... эстрады 16.05.2024, 23:18 fokus Его Величество - ПОЭЗИЯ.
Читать
А какой ты? 15.05.2024, 22:27 gornostayka Разные темы.
Читать
День Победы 11.05.2024, 00:52 fokus Поздравления
Читать
С Первомаем! 01.05.2024, 21:27 gornostayka Поздравления
Читать
полное солнечное затмение 8 апеля 2024 года. 21.04.2024, 22:25 gornostayka Новости.
Читать
Смеёмся! 13.04.2024, 23:02 gornostayka Юмор
Читать
С днём космонавтики! 12.04.2024, 22:38 gornostayka Поздравления
Читать
Россия и мы. 27.03.2024, 20:39 gornostayka Политика
Читать
C 8 Марта! 08.03.2024, 21:59 gornostayka Поздравления
Читать
С Днём защитников Отечества! 23.02.2024, 19:57 gornostayka Поздравления
Читать
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: gornostayka, Andre  
Литературный форум » Пишем книгу » Консультации » Сам себе редактор (Факты, смысловые ошибки)
Сам себе редактор
Шая_ВайсбухДата: Суббота, 14.06.2008, 21:10 | Сообщение # 1
Человек - энциклопедия.
Группа: Проверенные
Сообщений: 92
Награды: 6
Репутация: 18
Статус: Offline
РАБОТА РЕДАКТОРА НАД ФАКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ
Из пособия "Редактирование" Морозова В.А.

В основе литературного выступления всегда лежит факт. К фактам или фактическому материа-лу принято относить цифры, даты, фамилии, географические наименования, цитаты.
В обязанности редактора входит устранение фактических ошибок. Именно редактор отвечает за точность и достоверность фактического материала. Для редактора не существует неточностей больших и малых, ошибок значительных и незначительных. Замечать и устранять нужно все неточности. В опубликованном тексте их быть не должно. Необходимо помнить: читатель все-гда имеет возможность проверить нас, и малейшая небрежность создаст психологические пред-посылки для сомнения и недоверия автору и изданию в целом.
Одним из действенных средств убеждения стала цифра, вошедшая в русскую публицистику в конце XIX века. Цифра останавливает на себе внимание, способна выразить мысли и суждения, выводы, логические ассоциации. В любом материале, в любой роли – информации, аргумента или иллюстрации – цифра должна быть точной. Точной должна быть и цитата, и географиче-ское название. Стремление к точности – главная задача редактора в работе над фактическим материалом.
Особое внимание редактор уделяет фактам истории. Так, если издание сообщает, что Великая Отечественная война началась 21-го июня 1941 года, а не 22-го, как это было на самом деле, у читателя не только пропадает желание читать этот материал, но и утрачивается доверие к изда-нию в целом.
Много внимания фактическому материалу приходится уделять редактору в работе с техниче-скими и специальными текстами. Важно знать точное значение терминов, следить за уместно-стью их использования.
Со временем редактор овладевает методикой профессиональной работы с фактами, которая включает умение быстро и точно найти нужную справку, проверить любые данные. Для этого нужно знание широкого круга справочных пособий и умение ориентироваться в них. Необхо-димо овладеть приемами анализа текста.
Существует три вида проверки фактического материала: сличение с авторитетным источ-ником, внутренняя проверка, официальное подтверждение. К авторитетным источникам относят статистические сборники, самые свежие справочники, Большую и Малую энциклопе-дии, общие энциклопедические словари и т.д. Для установления правильности фактов, связан-ных с трактовкой недавно принятых указов и постановлений обращаются к центральным газе-там и документам центральных учреждений. Если нет гарантии в достоверности какого-либо малоизвестного фактического материала, то редактор требует от автора ссылки в рукописи на источник заимствования, а в случае опубликования важных экономических и других сведений, отсутствующих в официальных статистических сборниках, - официального разрешения на об-народование этих данных.
Проверка фактического материала обязательна при редактировании любой рукописи, а при ра-боте над особо ответственными изданиями, как, например, энциклопедии и словари, фактиче-ский материал проверяется по нескольким источникам. При необходимости прибегают к кон-сультациям авторитетных ученых.
Внутренняя проверка – это соотнесение фактов друг с другом в пределах одного литературного произведения. Классический пример: в начале произведения героя называют Петром Иванови-чем, а в конце он превращается в Ивана Петровича.
Кроме проверки фактического материала, редактор занимается и его анализом. Редактор оп-ределяет:
- систематизирован материал или случаен;
- необходимы ли и достаточны ли приведенные факты, нет ли загромождающих рукопись лишних данных или нужны дополнительные факты;
- достаточно ли обоснованы и убедительны выводы, которые делает или подразумевает ав-тор на основании приведенных фактов.
Особое место занимает работа над цитатами. Цитаты оправданы в тех случаях, когда:
- нужно подкрепление авторских утверждений и выводов;
- необходимо дать классическое определение или положение;
- необходим критический разбор литературных или научных произведений;
- цитата служит эпиграфом.
Редактор определяет, нужна ли в тексте цитата или она может быть без ущерба снята. Далее он проверяет правильность приведения цитаты.
Иногда в авторском произведении редактор обнаруживает много раскавыченных цитат, т. е. чужих мыслей и фраз, приведенных без указания на источник заимствования. Это пла-гиат – осужденное законом присвоение чужого литературного труда. Наличие плагиата – дос-таточно веская причина для отклонения рукописи.
Одна из главных заповедей редактора: все факты, вызывающие хотя бы малейшие сомнения, должны тщательно проверяться.

УСТРАНЕНИЕ СМЫСЛОВЫХ ОШИБОК

Смысловые ошибки являются следствием ошибок логических или стилистических. Они воз-никают вследствие неверной трактовки суждений, имеющих двоякий смысл или вызывающих нежелательные ассоциации. Существует четыре вида стилистических ошибок. Рассмотрим их причины.
1. Нарушение логики изложения:
- излишний лаконизм ( «Нередко в покой института врывается нечто громкое – вроде отка-зов руководителей предприятий платить за обучение»);
- пропуск звена в объяснении ( «Я работал на винном складе, за что меня и отправили на ле-чение»);
- умолчание об объекте действия ( « Пиво до 18 лет не отпускается»);
- наличие двух мыслей в одном предложении ( «Девочки, показавшиеся мне очень красивы-ми, оказались студентками редакторского отделения, одного из самых новых в вузе, конкурс сюда составлял до пяти человек на место»).
2. Лексические ошибки:
- неточность выбора слова, употребление слов, вызывающих нежелательные ассоциации («Каждое управление внесло свою железобетонную лепту в радость новоселов»);
- смешение прямого и переносного значения слова ( «Наши соколы заболели и обратились в полковую клинику»);
- неумелое использование фразеологических сочетаний («Студенты успешно сдали экзамены и первыми вступили на рубеж второго курса»);
- использование применительно к животным выражений, характерных для поступков чело-века («Лошади с удовольствием купались, подставляя под струю прохладной воды бока, руки, ноги»);
- неверное употребление терминов, профессионализмов, слов с обобщающим значением («До 18 часов всем необходимо пройти хирурга и лора»).
3. Морфологические ошибки:
- неправильное употребление местоимений ( «Надо было родиться в рубашке, что-бы получить зачет по истории. Им оказался Иван Сидоров»);
- употребление множественного числа имен существительных вместо единственного ( «Все они жаловались врачу на сердца»);
- смешение слов, значение которых отличается по родовому окончанию ( « Его мать рабо-тала овчаркой»).
4. Синтаксические ошибки:
- неверный порядок слов в предложении («От страха он почувствовал, как у него больно заломило сердце»),
- неправильное управление и примыкание («Недостаточно внимания уделяется правовому воспитанию молодежи»).
Однако, занимаясь смысловым анализом текста, нужно помнить, с какой целью автор пользуется этими абсурдными, казалось бы, несоответствиями. Возможно, автору необходимо создать юмористический эффект. В таком случае смысловая ошибка выполняет в тексте свою важную роль.
Когда перевернута последняя страница и отмечены все недостатки и просчеты, казалось бы, редактор может вздохнуть с облегчением – работа выполнена. Однако это не так. Не менее важно определить достоинства произведения, подчеркнуть все положительное в нем, отметить творческие находки. Именно о положительных качествах, в первую очередь, должен вести ре-дактор разговор с автором. Во второй части беседы пойдет разговор о недостатках, а в заклю-чение разговора будут намечены пути их устранения.
Очень важно обратить внимание на такой момент: работа редактора – это всегда сотворчество. Если редактор, указывая на недостатки, возьмет верный тон в разговоре с автором, то сотворче-ство перейдет в содружество, в постоянное, плодотворное сотрудничество. Как певцы привы-кают работать с постоянным аккомпаниатором, так и авторам гораздо приятнее работать с од-ним и тем же редактором. Бывают случаи, когда только «своему» редактору доверяют авторы свою рукопись, дожидаясь возвращения его из отпуска, командировки... Но такое доверие нуж-но заслужить.
Психология редакторского труда пока не стала предметом научных исследований, но с точки зрения психологии общую схему работы редактора можно представить следующим образом: получение информации – постановка задачи – создание модели поведения и схемы ожидаемых результатов – действия и соответствующие этим действиям операции. Одной из главных функ-ций, которые осуществляет редактор, является контроль. Выступая в качестве первого читателя, редактор помогает автору этот контроль над текстом осуществить. Не следует быть добрень-ким, работая над текстом: автор не скажет редактору спасибо, если он подпишет в свет слабое произведение.
С особым вниманием и заинтересованностью следует подойти к автору, создавшему свое первое произведение. Ведь оттого, насколько серьезно сумеет заявить о себе молодой автор, зависят и отношение к нему читательской аудитории, и его дальнейшие успехи на литературном попри-ще.

 
Литературный форум » Пишем книгу » Консультации » Сам себе редактор (Факты, смысловые ошибки)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:





Нас сегодня посетили