Литературные узоры

Четверг, 28.03.2024, 13:00

Приветствую Вас Заглянувший на огонёк | RSS | Главная | Семейство приемов Ружье Чехова - Литературный форум | Регистрация | Вход

Последние ответы форума
Тема Дата, Время Автор Раздел
Россия и мы. 27.03.2024, 20:39 gornostayka Политика
Читать
Поэзия для... эстрады 09.03.2024, 17:09 fokus Его Величество - ПОЭЗИЯ.
Читать
C 8 Марта! 08.03.2024, 21:59 gornostayka Поздравления
Читать
С Днём защитников Отечества! 23.02.2024, 19:57 gornostayka Поздравления
Читать
Хлебный мякиш 21.02.2024, 22:58 fokus Лебединое перо
Читать
С днём российской науки! 08.02.2024, 21:44 gornostayka Поздравления
Читать
С Новым годом! 13.01.2024, 22:47 gornostayka Поздравления
Читать
С ПРАЗДНИКОМ РОЖДЕСТВА! 07.01.2024, 21:46 gornostayka Поздравления
Читать
ГОЛАЯ ВЕЧЕРИНКА 28.12.2023, 18:47 Юнона Политика
Читать
Зима! 03.12.2023, 22:23 gornostayka Поздравления
Читать
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: gornostayka, Andre  
Литературный форум » Пишем книгу » Сюжет и композиция » Семейство приемов Ружье Чехова (технология сюжета)
Семейство приемов Ружье Чехова
МихаДата: Среда, 05.05.2010, 05:32 | Сообщение # 1
Лауреат конкурсов. Мастер пера и кисти.
Группа: Проверенные
Сообщений: 273
Награды: 9
Репутация: 20
Статус: Offline
Семейство приемов Ружье Чехова

Да, да. Именно то самое ружье. Которое, если верить Чехову, будучи повешено в первом акте должно выстрелить в пятом.

Семейство приемов “ружье Чехова” позволяет (в разных вариантах):

* Заставить вспомнить нужный эпизод или вообще пролистать в голове все содержание произведения с самого начала. Этот прием можно назвать "меченый атом".
* Создать у читателя стойкое ощущение "дежа-вю" и/или ощущение реальных воспоминаний – прием “эффект присутствия”. Этот эффект особенно сильно действует, если все чувства происходят синхронно и аналогично у читателя и персонажа.
* Обосновать неожиданный сюжетный ход. Условное название - прием "улика".
* Вызвать у читателя уважение к интеллекту героя (и автора, конечно), с одновременным ощущением его (читателя) интеллектуальной ограниченности – прием “белый шум”

Теперь примеры.



Прием "меченый атом".

Пример: "серебряная роза лигийской работы" в книге "Часовой Армагеддона" С.Щеглова. Возникает вначале и в конце книги. Заставляет читателя вcпомнить произведение с самого начала. Есть одна натяжка - Валентин вспоминает ВНЕЗАПНО - эта внезапность не обоснована психологически. Вот если бы Валентин случайно увидел силуэт этой розы (ну, хотя бы на лацкане принца Акино) - тогда и читатель бы вспомнил одновременно с персонажем. И эффект сопереживания персонажу был бы сильнее.

В детективе Найро Марш "Кругом одни констебли" герой вначале видит приклеенное к стеклу объявление о прогулке на яхте и отправляется. После убийств, приключений, новых знакомств и приобретения друзей в конце книги тот же герой видит то же самое объявление. Это заставляет читателя вспомнить все произведение с самого начала, вернуть читателя к самым первым ощущениям - ощущениям предстоящего приключения.

Прием “эффект присутствия”.

Пример взят у братьев Стругацких, одна из редакций книги "Гадкие лебеди". По ходу действия главный герой (Виктор) наблюдает, как переодевается паренек-дезертир. Чтобы хоть как-то спрятать форму, паренек запихивает узел под диван. Проходит довольно большой кусок действия.... Виктор снова попадает в ту же комнату и обыскивая ее, заглядывает под диван. Под диваном по-прежнему лежит узел с формой. Читатель уже давно забыл первый эпизод, но найденный узел вспоминается и усиливает ощущение реальности происходящего.

Эффект "дежа-вю".

А. и Б. Стругацкие в "Далекая Радуга". В конце книги персонаж (Горбовский), видит, как: "миловидная худенькая женщина горько плакала, повторяя громко: "Обидно... Как обидно!" Горбовский подумал, что где-то видел ее, но так и не мог вспомнить - где"

Интересно, что читатель испытывает те же чувства - и не может вспомнить. Этот прием резко усиливает реалистичность. После 3-го прочтения стало понятно, как Стругацкие этого добились. В середине книги Горбовский был свидетелем мимолетного разговора Матвея: "...на одном из шести экранов пульта появилась миловидная худенькая женщина с обиженными глазами...". Этого оказалось достаточно, чтобы в конце книги синхронно вызвать у читателя те же чувства, что и у персонажа. Главное - в книге больше нет обиженных женщин и мнемонический закон вытеснения подобного - подобным не затирает информацию в памяти читателя.



Прием "улика".

Объединение разных персонажей в одном лице - это один из классических сюжетных ходов. Такое объединение можно сделать по-разному, например, используя прием "улика".

Пример из рассказа О'Генри "Без вымысла". В рассказе Трипп (опустившаяся личность) и рассказчик спасают молодую леди, которая приехала, чтобы найти своего пропавшего жениха, Джорджа. Мимоходом упомянуто, что когда-то девушка с женихом разрубили монетку и взяли половинки на память.

В конце рассказа:"...На жилете у него (Триппа) блеснула дешевая цепочка накладного серебра, а на цепочке болтался брелок. Я протянул руку и с любопытством его потрогал. Это была половина серебряной десятицентовой монеты, разрубленной зубилом.

- Что?! - спросил я, в упор глядя на Триппа.

- Да, да, - ответил он глухо, - Джордж Браун, он же Трипп. А что толку?

Хотел бы я знать, кто, кроме женского общества трезвости, осудит меня за то, что я тотчас вынул из кармана доллар и без колебания протянул его Триппу."

Происходит неожиданное объединение Триппа и жениха девушки в одном лице. Одновременно заново обосновывается активность Триппа - ранее эта активность мотивировалась желанием достать доллар на выпивку. Рассказ, - и персонажи, - приобретают многогранность, психологическую глубину.

Прием “белый шум”.

Этот прием используется почти во всех детективах. Обычный порядок применения - персонаж вспоминает мелкую подробность, вещь, событие, которое, для читателя, затерялось среди других. Чтобы даже самый забывчивый читатель воспринял наверняка, ему напоминают сопутствующие обстоятельства. Прием используется настолько часто, что его нет смысла здесь иллюстрировать. Достаточно перечитать объяснения Холмса - Ватсону в любом рассказе Конан Дойля этой серии.

Видимо, есть и другие варианты использования "ружья Чехова". Основаны они на способности мозга вычленять из среды события, похожие друг на друга, т.е. находить корреляцию.

Общее правило безопасности: название, имя, эпитет и даже похожее слово или выражение, которое используется в приеме “ружье Чехова”, не должно встречаться нигде, кроме первого появления–метки и появлениеми–напоминаниеми.

Немного посторонней теории.

На чем основывается прием "ружье Чехова"? На способности мозга автоматически находить коррекляцию между похожими событиями.

Найдя корреляцию мозг автоматически концентрирует свое внимание – и это может как мешать, так и помогать в восприятии текста. В лингвистике есть понятие ремы и темы. Рема – это те слова, которые повторяются в разных предложениях. Тема – неповторяющиеся, новые слова. Рема обеспечивает связь предложений друг с другом. Тема вносит новизну.

У автора всегда стоит дилемма – повторяющиеся слова приковывают внимание читателя, в то время как автор хочет, чтобы вниманием завладела тема. Сама тема также привлекает внимание в силу своей новизны, но повторяющаяся рема может заглушить этот эффект. Чтобы добиться привлечения внимания к теме автор, в качестве ремы, использует синонимы – понятийная связь предложений есть, но корреляционный механизм мозга не срабатывает и внимание не отвлекается от темы.

Легко заметить, что почти все приемы в семействе “ружье Чехова” так или иначе используют инстинктивную способность читателя-зрителя находить корреляцию и новизну.


Мое Сердце - Любовь. Буквы -ее Ангелы ...
 
gornostaykaДата: Среда, 05.05.2010, 22:19 | Сообщение # 2
Верховный маг форума.
Группа: Администратор
Сообщений: 6268
Награды: 29
Репутация: 47
Статус: Offline
Миха,
92 62715


 
AlannaДата: Вторник, 31.08.2010, 15:28 | Сообщение # 3
Друг
Группа: Проверенные
Сообщений: 17
Награды: 1
Репутация: 4
Статус: Offline
Очень хорошая статья и полезная, спасибо.))
 
Литературный форум » Пишем книгу » Сюжет и композиция » Семейство приемов Ружье Чехова (технология сюжета)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:





Нас сегодня посетили